Федеральный закон от 29 июля 2017 года №279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» явился одним из наиболее значительных нормативных актов в истории российской теплоэнергетики. Закон был принят Государственной Думой 19 июля 2017 года, одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года и вступил в силу 31 июля 2017 года.
- Цель и предпосылки принятия
- Ключевое нововведение: ценовые зоны теплоснабжения
- Метод «альтернативной котельной»
- Механизм ценообразования
- Расширение функций единой теплоснабжающей организации (ЕТО)
- Практика внедрения и результаты
- Преимущества модели
- Вызовы и критика
- Последние изменения
- Перспективы развития
- Значение для отрасли
Цель и предпосылки принятия
Закон направлен на трансформацию системы отношений в сфере теплоснабжения путем введения принципиально новой модели ценообразования, основанной на методе «альтернативной котельной», который позволяет привлечь масштабные инвестиции в модернизацию критически важной инфраструктуры при одновременном защите интересов потребителей.
Ключевое нововведение: ценовые зоны теплоснабжения
Основным нововведением закона стало создание ценовых зон теплоснабжения — поселений, муниципальных округов и городских округов, в которых применяется принципиально иной порядок ценообразования на тепловую энергию. В этих зонах государство отказывается от традиционного регулирования по принципу «затраты плюс» и переходит к установлению только предельного уровня цены для конечных потребителей.
Критерии отнесения к ценовой зоне, установленные статьей 23.3 Федерального закона №190-ФЗ:
- наличие утвержденной схемы теплоснабжения поселения, муниципального округа или городского округа;
- совместное обращение органа местного самоуправления и единой теплоснабжающей организации (ЕТО), контролирующей не менее 50% суммарной установленной мощности источников тепловой энергии;
- согласие высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации на отнесение территории к ценовой зоне.
С 1 марта 2025 года отменено ограничение на применение механизма ценовых зон только в крупных агломерациях, что позволяет небольшим населенным пунктам переходить на модель «альтернативной котельной».
Метод «альтернативной котельной»
Ключевым методом определения предельного уровня цены является расчет на основе стоимости строительства нового современного источника тепла (условной «альтернативной котельной»), подключения потребителей и его дальнейшего обслуживания. Важно отметить, что речь не идет о реальном строительстве котельной — это расчетная модель для определения справедливой цены.
Компоненты расчета предельной цены:
- модельные топливные затраты на производство тепловой энергии;
- капитальные затраты на строительство котельной и тепловых сетей;
- стоимость современного оборудования на основе наилучших доступных технологий;
- рыночная стоимость капитала;
- расходы на уплату налогов и эксплуатационные затраты.
Порядок расчета утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2017 года №1562 «Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)». Методика регулярно обновляется с учетом различных типов этажности застройки, видов топлива (газ, уголь, мазут) и региональной специфики. Последнее обновление произведено 17 октября 2024 года.
Механизм ценообразования
В ценовых зонах теплоснабжения предельный уровень цены утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен. Этот предельный уровень является максимальной планкой, выше которой единая теплоснабжающая организация не может продавать тепло потребителям, но может устанавливать цену ниже по соглашению сторон.
- Начинается со дня вступления в силу решения об отнесении территории к ценовой зоне
- Заканчивается днем вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены
- Обычно составляет около 7 месяцев
- В переходный период действует традиционное государственное тарифное регулирование
Правила ценообразования после переходного периода:
- Если действующие тарифы выше цены «альтернативной котельной» — происходит их заморозка до сравнивания с предельным уровнем;
- Если тарифы ниже предельного уровня — предусмотрен плавный рост на протяжении 5-10 лет по утвержденному графику;
- Региональные власти могут применять понижающие коэффициенты к предельному уровню цены для сглаживания социальных последствий.
Расширение функций единой теплоснабжающей организации (ЕТО)
Закон №279-ФЗ значительно расширил функции и ответственность единой теплоснабжающей организации, которая становится единым центром ответственности перед каждым потребителем за всю цепочку теплоснабжения.
Основные обязанности ЕТО в ценовых зонах:
- Заключение договоров теплоснабжения с любым обратившимся потребителем;
- Разработка и актуализация схемы теплоснабжения;
- Распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии;
- Согласование вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей;
- Реализация инвестиционных мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения;
- Управление загрузкой тепловых мощностей;
- Выполнение функции «одного окна» для потребителей, включая вопросы подключения к системе.
ЕТО заключает соглашение о реализации схемы теплоснабжения с органом местного самоуправления, где фиксируются инвестиционные обязательства, темпы роста цен и целевые показатели. За нарушение качества и надежности теплоснабжения для ЕТО предусмотрены значительные штрафы, а платежи потребителей в случае сбоев снижаются.
Взаимоотношения между ЕТО и другими участниками строятся в рамках свободных договорных отношений без государственного регулирования тарифов.
Практика внедрения и результаты
По состоянию на конец 2024 — начало 2025 года к ценовым зонам теплоснабжения отнесено 44-48 муниципальных образований в 20-21 субъекте Российской Федерации с общей численностью населения более 14 миллионов человек.
Динамика развития ценовых зон:
- 2019 год — 2 ценовые зоны
- 2020 год — 4 ценовые зоны
- 2021 год — 12 ценовых зон
- 2022 год — 15 ценовых зон
- 2023 год — 5 ценовых зон
- 2024 год — 6 ценовых зон
Территории, перешедшие на модель «альтернативной котельной»: Новосибирск, Пермь, Благовещенск, поселок городского типа Прогресс, село Чигири (Амурская область), Канск (Красноярский край), Владимир, Иваново, Рубцовск (Алтайский край) и другие населенные пункты.
- Совокупный плановый объем инвестиций на ближайшие 10-15 лет составляет 338,8-400 млрд рублей, что в 2,5 раза больше, чем при традиционном тарифном регулировании;
- Доля инвестиций от выручки достигает 20-25% в городах «альтернативной котельной» против среднероссийского уровня 7%;
- В период с 2018 по 2024 годы в ценовые зоны теплоснабжения уже инвестировано более 108 млрд рублей.
Преимущества модели
Федеральный закон №279-ФЗ создал механизм, который обеспечивает следующие преимущества:
- Привлечение масштабных частных инвестиций в модернизацию теплоснабжения;
- Долгосрочная предсказуемость тарифной политики для инвесторов и потребителей;
- Стимулирование теплоснабжающих организаций к повышению эффективности;
- Единый центр ответственности перед потребителями;
- Упрощенная система обращения граждан по вопросам качества теплоснабжения;
- Снижение нагрузки на региональные бюджеты за счет привлечения частного капитала.
Вызовы и критика
Несмотря на инновационность, модель сталкивается с определенными вызовами:
- Критика со стороны части экспертов за возможный необоснованный рост тарифов до уровня «альтернативной котельной»;
- Сложность понимания механизма населением и необходимость качественной разъяснительной работы;
- Неготовность администраций и теплоснабжающих организаций в малых населенных пунктах к новым требованиям;
- Необходимость постоянной корректировки модели и внесения изменений в нормативную базу;
- Более низкие темпы перехода муниципалитетов в ценовые зоны по сравнению с запланированными.
Последние изменения
Федеральным законом от 20 марта 2025 года №33-ФЗ внесены дополнительные изменения, которые вступают в силу с 1 января 2027 года. Это позволяет государству продолжать совершенствование механизма регулирования теплоснабжения.
Перспективы развития
Согласно Энергетической стратегии России до 2050 года (принята 12 апреля 2025 года), внедрение модели «альтернативной котельной» входит в комплекс первоочередных мер по повышению инвестиционной привлекательности теплоснабжения.
Целевые показатели развития модели:
- К 2030 году — 25 регионов должны внедрить модель;
- К 2035 году — 65 регионов (по Энергостратегии-2035);
- К 2036 году — 36 регионов;
- К 2050 году — 54 региона (по Энергостратегии-2050).
Минэнергетика России продолжает анализ работы ценовых зон теплоснабжения и разрабатывает меры по совершенствованию модели для привлечения большего количества городов. В июле 2024 года утвержден План мероприятий по совершенствованию целевой модели рынка тепловой энергии, предусматривающий корректировку нормативно-правового регулирования.
Значение для отрасли
Федеральный закон №279-ФЗ заложил основу для трансформации российской теплоэнергетики, создав механизм, который позволяет обеспечить баланс интересов теплоснабжающих организаций, потребителей и государства при привлечении значительных инвестиций в модернизацию теплоснабжающих систем. Закон остается актуальным нормативным документом, требующим постоянного совершенствования в соответствии с меняющимися условиями рынка и потребностями отрасли.
