Доставка по России ТК
Безналичный расчет
Работаем с юр. лицами

Федеральный закон №190-ФЗ «О теплоснабжении»

Федеральный закон от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» является базовым нормативным документом, регулирующим всю систему теплоснабжения в Российской Федерации. Закон был принят Государственной думой 9 июля 2010 года, одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года и вступил в силу 27 июля 2010 года.

Предмет регулирования и основные цели

Закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии, тепловой мощности и теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, а также определяет полномочия органов власти и права участников теплоснабжения.

Главная цель закона — обеспечение потребителям доступности качественного и надежного теплоснабжения при минимальном воздействии на окружающую среду с соблюдением принципов энергетической и экономической эффективности.

Основные принципы организации теплоснабжения

Закон определяет восемь ключевых принципов организации отношений в сфере теплоснабжения:

Надежность и безопасность. Обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

Энергетическая эффективность. Обеспечение энергоэффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии.

Приоритет комбинированной выработки. Приоритетное использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (когенерации).

Развитие централизованных систем. Развитие систем централизованного теплоснабжения как приоритетного направления.

Баланс интересов. Соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей.

Экономическая обоснованность. Обеспечение экономически обоснованной доходности деятельности теплоснабжающих организаций и инвестированного капитала.

Недискриминационные условия. Обеспечение стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.

Экологическая безопасность. Обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.

Структура закона

Закон состоит из нескольких глав, охватывающих все аспекты теплоснабжения:

Глава 1. Общие положения — предмет регулирования, основные понятия и принципы.

Глава 2. Полномочия органов власти — определение полномочий Правительства РФ, федеральных органов, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения.

Глава 3. Регулирование цен и тарифов — принципы тарифного регулирования, виды регулируемых тарифов.

Глава 4. Организация теплоснабжения — договорные отношения, схемы теплоснабжения, подключение к системам.

Глава 5. Обеспечение надежности и безопасности — готовность к отопительному периоду, техническое обслуживание, аварийные ситуации.

Глава 5.1. Ценовые зоны теплоснабжения — регулирование рыночных механизмов в отдельных территориях.

Полномочия органов власти

Закон четко распределяет полномочия между различными уровнями власти:

Правительство РФ утверждает правила организации теплоснабжения, правила подключения к системам, стандарты раскрытия информации, основы ценообразования и другие нормативные акты.

Федеральные органы осуществляют государственное регулирование тарифов, утверждают нормативы технологических потерь, устанавливают порядок расследования аварийных ситуаций, принимают решения об отнесении территорий к ценовым зонам.

Органы субъектов РФ устанавливают региональные тарифы, утверждают схемы теплоснабжения крупных городов, осуществляют региональный контроль.

Органы местного самоуправления организуют обеспечение надежного теплоснабжения на территориях, утверждают схемы теплоснабжения населенных пунктов с численностью менее 500 тысяч человек, контролируют готовность к отопительному периоду, определяют единую теплоснабжающую организацию.

Тарифное регулирование

Закон устанавливает исчерпывающий перечень регулируемых тарифов на товары и услуги в сфере теплоснабжения. Тарифы могут быть одноставочными и двухставочными, дифференцироваться по видам теплоносителя, группам потребителей и зонам передачи.

Особый механизм регулирования предусмотрен для ценовых зон теплоснабжения — территорий с развитой конкурентной средой, где применяются рыночные механизмы ценообразования. К ценовым зонам могут быть отнесены поселения, муниципальные округа и городские округа при соблюдении определенных критериев.

Схемы теплоснабжения

Схемы теплоснабжения являются ключевым инструментом планирования развития систем теплоснабжения. Они разрабатываются на период не менее 5 лет и определяют:

  • Границы зон деятельности теплоснабжающих организаций
  • Единую теплоснабжающую организацию для каждой системы
  • Перечень мероприятий по строительству и модернизации объектов
  • Целевые показатели развития системы

В ценовых зонах теплоснабжения схемы разрабатываются единой теплоснабжающей организацией и должны содержать более детальные требования.

Подключение к системам теплоснабжения

Подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора, который является публичным для теплоснабжающих и теплосетевых организаций. Плата за подключение устанавливается в расчете на единицу подключаемой тепловой мощности и может включать затраты на создание тепловых сетей.

Запрещается подключение тепловых сетей, на которые не предоставлена гарантия качества.

Коммерческий учет тепловой энергии

Количество поставляемой тепловой энергии и теплоносителя подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет осуществляется путем измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета на границе балансовой принадлежности.

Организация коммерческого учета включает:

  • Установку приборов учета
  • Эксплуатацию приборов, включая снятие показаний, поверку, ремонт и замену

Расчетный метод учета допускается только при отсутствии приборов учета, их неисправности или нарушении сроков представления показаний.

Готовность к отопительному периоду

Закон устанавливает обязательные требования по обеспечению готовности к отопительному периоду для всех участников процесса теплоснабжения:

  • Муниципальные образования
  • Теплоснабжающие и теплосетевые организации
  • Потребители тепловой энергии с собственными теплопотребляющими установками
  • Управляющие организации и ТСЖ
  • Владельцы тепловых сетей

Оценка готовности осуществляется специальными комиссиями с участием органов местного самоуправления, единой теплоснабжающей организации и Ростехнадзора.

Ответственность за нарушения

С 1 марта 2025 года вступили в силу изменения, усиливающие административную ответственность за нарушения в сфере теплоснабжения:

За неустранение нарушений при подготовке к отопительному периоду:

  • Для должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей
  • Для юридических лиц — от 20 до 40 тысяч рублей
  • Для граждан — 500 рублей

За нарушение законодательства о теплоснабжении (непредставление документов, нарушение сроков разработки схем):

  • Для должностных лиц — от 15 до 30 тысяч рублей
  • За повторное нарушение — от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет

Последние изменения

Федеральным законом от 08.08.2024 №311-ФЗ, вступающим в силу с 1 марта 2025 года, внесены важные изменения:

  • Уточнен порядок осуществления федерального энергетического надзора
  • Расширены полномочия Ростехнадзора по расследованию аварийных ситуаций
  • Введены критерии надежности теплоснабжения потребителей
  • Изменен порядок обеспечения готовности к отопительному периоду

Также в марте 2025 года Минэнерго опубликовало проект закона о включении городов федерального значения и их внутригородских территорий в систему регулирования теплоснабжения и ценовых зон.

Значение закона для отрасли

Федеральный закон №190-ФЗ стал основополагающим документом, который урегулировал накопившиеся за годы проблемы в сфере теплоснабжения. Закон создал правовую основу для:

  • Определения прав и обязанностей всех участников теплоснабжения
  • Эффективного тарифного регулирования с учетом интересов потребителей и производителей
  • Планирования развития систем теплоснабжения через схемы теплоснабжения
  • Привлечения инвестиций в модернизацию теплового хозяйства
  • Обеспечения надежности и безопасности теплоснабжения

Закон продолжает активно развиваться и дополняться с учетом изменений в отрасли и появления новых вызовов, что подтверждается регулярным внесением поправок и уточнений.

Оцените статью
( Пока нет оценок )
Поделиться с коллегами
КИП ⎋ КАТАЛОГ