Федеральный закон от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» является базовым нормативным документом, регулирующим всю систему теплоснабжения в Российской Федерации. Закон был принят Государственной думой 9 июля 2010 года, одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года и вступил в силу 27 июля 2010 года.
- Предмет регулирования и основные цели
- Основные принципы организации теплоснабжения
- Структура закона
- Полномочия органов власти
- Тарифное регулирование
- Схемы теплоснабжения
- Подключение к системам теплоснабжения
- Коммерческий учет тепловой энергии
- Готовность к отопительному периоду
- Ответственность за нарушения
- Последние изменения
- Значение закона для отрасли
Предмет регулирования и основные цели
Закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии, тепловой мощности и теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, а также определяет полномочия органов власти и права участников теплоснабжения.
Главная цель закона — обеспечение потребителям доступности качественного и надежного теплоснабжения при минимальном воздействии на окружающую среду с соблюдением принципов энергетической и экономической эффективности.
Основные принципы организации теплоснабжения
Закон определяет восемь ключевых принципов организации отношений в сфере теплоснабжения:
Надежность и безопасность. Обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Энергетическая эффективность. Обеспечение энергоэффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии.
Приоритет комбинированной выработки. Приоритетное использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (когенерации).
Развитие централизованных систем. Развитие систем централизованного теплоснабжения как приоритетного направления.
Баланс интересов. Соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей.
Экономическая обоснованность. Обеспечение экономически обоснованной доходности деятельности теплоснабжающих организаций и инвестированного капитала.
Недискриминационные условия. Обеспечение стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
Экологическая безопасность. Обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
Структура закона
Закон состоит из нескольких глав, охватывающих все аспекты теплоснабжения:
Глава 1. Общие положения — предмет регулирования, основные понятия и принципы.
Глава 2. Полномочия органов власти — определение полномочий Правительства РФ, федеральных органов, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения.
Глава 3. Регулирование цен и тарифов — принципы тарифного регулирования, виды регулируемых тарифов.
Глава 4. Организация теплоснабжения — договорные отношения, схемы теплоснабжения, подключение к системам.
Глава 5. Обеспечение надежности и безопасности — готовность к отопительному периоду, техническое обслуживание, аварийные ситуации.
Глава 5.1. Ценовые зоны теплоснабжения — регулирование рыночных механизмов в отдельных территориях.
Полномочия органов власти
Закон четко распределяет полномочия между различными уровнями власти:
Правительство РФ утверждает правила организации теплоснабжения, правила подключения к системам, стандарты раскрытия информации, основы ценообразования и другие нормативные акты.
Федеральные органы осуществляют государственное регулирование тарифов, утверждают нормативы технологических потерь, устанавливают порядок расследования аварийных ситуаций, принимают решения об отнесении территорий к ценовым зонам.
Органы субъектов РФ устанавливают региональные тарифы, утверждают схемы теплоснабжения крупных городов, осуществляют региональный контроль.
Органы местного самоуправления организуют обеспечение надежного теплоснабжения на территориях, утверждают схемы теплоснабжения населенных пунктов с численностью менее 500 тысяч человек, контролируют готовность к отопительному периоду, определяют единую теплоснабжающую организацию.
Тарифное регулирование
Закон устанавливает исчерпывающий перечень регулируемых тарифов на товары и услуги в сфере теплоснабжения. Тарифы могут быть одноставочными и двухставочными, дифференцироваться по видам теплоносителя, группам потребителей и зонам передачи.
Особый механизм регулирования предусмотрен для ценовых зон теплоснабжения — территорий с развитой конкурентной средой, где применяются рыночные механизмы ценообразования. К ценовым зонам могут быть отнесены поселения, муниципальные округа и городские округа при соблюдении определенных критериев.
Схемы теплоснабжения
Схемы теплоснабжения являются ключевым инструментом планирования развития систем теплоснабжения. Они разрабатываются на период не менее 5 лет и определяют:
- Границы зон деятельности теплоснабжающих организаций
- Единую теплоснабжающую организацию для каждой системы
- Перечень мероприятий по строительству и модернизации объектов
- Целевые показатели развития системы
В ценовых зонах теплоснабжения схемы разрабатываются единой теплоснабжающей организацией и должны содержать более детальные требования.
Подключение к системам теплоснабжения
Подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора, который является публичным для теплоснабжающих и теплосетевых организаций. Плата за подключение устанавливается в расчете на единицу подключаемой тепловой мощности и может включать затраты на создание тепловых сетей.
Запрещается подключение тепловых сетей, на которые не предоставлена гарантия качества.
Коммерческий учет тепловой энергии
Количество поставляемой тепловой энергии и теплоносителя подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет осуществляется путем измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета на границе балансовой принадлежности.
Организация коммерческого учета включает:
- Установку приборов учета
- Эксплуатацию приборов, включая снятие показаний, поверку, ремонт и замену
Расчетный метод учета допускается только при отсутствии приборов учета, их неисправности или нарушении сроков представления показаний.
Готовность к отопительному периоду
Закон устанавливает обязательные требования по обеспечению готовности к отопительному периоду для всех участников процесса теплоснабжения:
- Муниципальные образования
- Теплоснабжающие и теплосетевые организации
- Потребители тепловой энергии с собственными теплопотребляющими установками
- Управляющие организации и ТСЖ
- Владельцы тепловых сетей
Оценка готовности осуществляется специальными комиссиями с участием органов местного самоуправления, единой теплоснабжающей организации и Ростехнадзора.
Ответственность за нарушения
С 1 марта 2025 года вступили в силу изменения, усиливающие административную ответственность за нарушения в сфере теплоснабжения:
За неустранение нарушений при подготовке к отопительному периоду:
- Для должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей
- Для юридических лиц — от 20 до 40 тысяч рублей
- Для граждан — 500 рублей
За нарушение законодательства о теплоснабжении (непредставление документов, нарушение сроков разработки схем):
- Для должностных лиц — от 15 до 30 тысяч рублей
- За повторное нарушение — от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет
Последние изменения
Федеральным законом от 08.08.2024 №311-ФЗ, вступающим в силу с 1 марта 2025 года, внесены важные изменения:
- Уточнен порядок осуществления федерального энергетического надзора
- Расширены полномочия Ростехнадзора по расследованию аварийных ситуаций
- Введены критерии надежности теплоснабжения потребителей
- Изменен порядок обеспечения готовности к отопительному периоду
Также в марте 2025 года Минэнерго опубликовало проект закона о включении городов федерального значения и их внутригородских территорий в систему регулирования теплоснабжения и ценовых зон.
Значение закона для отрасли
Федеральный закон №190-ФЗ стал основополагающим документом, который урегулировал накопившиеся за годы проблемы в сфере теплоснабжения. Закон создал правовую основу для:
- Определения прав и обязанностей всех участников теплоснабжения
- Эффективного тарифного регулирования с учетом интересов потребителей и производителей
- Планирования развития систем теплоснабжения через схемы теплоснабжения
- Привлечения инвестиций в модернизацию теплового хозяйства
- Обеспечения надежности и безопасности теплоснабжения
Закон продолжает активно развиваться и дополняться с учетом изменений в отрасли и появления новых вызовов, что подтверждается регулярным внесением поправок и уточнений.
