Федеральный закон от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является важнейшим нормативным актом в области энергосбережения в России.
Закон был принят Государственной Думой 11 ноября 2009 года, одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года и вступил в силу 23 ноября 2009 года.
Предмет регулирования и цель
Закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Главная цель законодательного акта — создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Основные принципы
Закон установил восемь ключевых принципов правового регулирования в области энергосбережения:
Эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов как приоритет государственной политики.
Поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергоэффективности на всех уровнях.
Информационное обеспечение граждан и хозяйствующих субъектов о возможностях энергосбережения.
Развитие технологий с высокой энергетической эффективностью.
Учет энергетических ресурсов и контроль их рационального использования.
Стимулирование инвестиций в энергосберегающие и энергоэффективные проекты.
Ответственность участников за выполнение требований закона.
Внедрение механизмов энергосервисных контрактов, позволяющих исполнителям финансировать энергосберегающие мероприятия за счет будущей экономии.
Главные направления регулирования
1. Запрет на энергонеэффективные товары
Закон установил механизм постепенного ограничения оборота товаров с высокой степенью энергопотребления при условии наличия на рынке энергоэффективных аналогов. Особое значение имело введение запрета на производство и оборот ламп накаливания:
- С 1 января 2011 года запрещены лампы мощностью 100 ватт и более;
- С 2013 года мог быть введен запрет на лампы мощностью 75 ватт и более;
- С 2014 года мог быть введен запрет на лампы мощностью 25 ватт и более.
Запреты на закупку ламп накаливания также распространены на государственные и муниципальные учреждения.
2. Маркировка товаров по классам энергоэффективности
Закон обязал производителей наносить информацию о классе энергетической эффективности на бытовые электроприборы, компьютеры и другую оргтехнику. За отсутствие маркировки предусмотрены административные штрафы, в некоторых случаях с конфискацией товаров.
3. Требования энергоэффективности зданий
Каждое новое здание, сооружение или строение (за исключением культовых зданий, объектов индивидуального строительства и малых сооружений) должны соответствовать требованиям энергетической эффективности.
Для новых многоквартирных домов застройщик обязан:
- Определить класс энергоэффективности здания;
- Указать эту информацию на фасаде дома;
- Установить приборы учета энергетических ресурсов;
- Оформить энергетический паспорт здания.
Ответственность за энергоэффективность несет застройщик, несоблюдение требований может повлечь штраф до 600 тысяч рублей.
4. Приборы учета энергетических ресурсов
Закон установил обязательность установки приборов учета:
- Здания, строения и сооружения (кроме малых) должны быть оснащены приборами до 2011 года;
- Жилые дома должны иметь общедомовые приборы учета до 1 июля 2012 года;
- Жилые дома должны быть оснащены внутриквартирными приборами учета до 1 января 2015 года.
Исключения распространяются на ветхие и аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу, а также объекты с низким энергопотреблением.
5. Обязательные энергетические обследования
Закон установил требование о проведении обязательных энергетических обследований (энергоаудита) для следующих лиц:
- Государственные, муниципальные организации и учреждения;
- Организации с участием государства или муниципального образования;
- Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (энергоснабжение, водоснабжение и т.д.);
- Юридические лица, совокупные затраты которых на энергоресурсы превышают 50 миллионов рублей в календарный год;
- Бюджетные учреждения с 2010 года.
Первое обязательное энергетическое обследование должно было быть проведено до 31 декабря 2012 года, затем — не реже одного раза в пять лет.
6. Содержание энергетического обследования
Энергетическое обследование включает:
- Сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов;
- Определение показателей энергетической эффективности;
- Выявление потенциала энергосбережения;
- Разработку перечня энергосберегающих мероприятий;
- Оформление энергетического паспорта здания;
- Составление программы по энергосбережению.
По результатам проведения обследования заказчик получает:
- Энергетический паспорт;
- Отчет по энергоаудиту;
- Программу по энергосбережению.
Энергетический паспорт должен пройти регистрацию в саморегулирующейся организации (СРО) и стать официальным документом.
7. Требования к бюджетным организациям
Все бюджетные учреждения с 2010 года обязаны обеспечить сокращение энергопотребления не менее чем на 3 процента ежегодно в течение 5 лет по отношению к уровню 2009 года.
8. Программы энергосбережения
Государственные, муниципальные организации, организации с участием государства и регулируемые компании обязаны утверждать и реализовывать программы энергосбережения, содержащие:
- Целевые показатели энергосбережения;
- Перечень мероприятий;
- Ожидаемые результаты;
- Экономический эффект.
Несоблюдение требования о принятии программ энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
Полномочия органов власти
Закон четко распределил полномочия между различными уровнями власти:
Федеральные органы определяют товары, требующие маркировки, устанавливают классы энергоэффективности, разрабатывают федеральные программы энергосбережения.
Органы субъектов РФ проводят региональную политику энергосбережения, разрабатывают региональные программы, координируют мероприятия на территориях.
Органы местного самоуправления разрабатывают муниципальные программы энергосбережения, контролируют выполнение требований на местном уровне.
Санкции за нарушения
Закон предусматривает ответственность за нарушение его требований:
- Штраф за несоблюдение требований энергоэффективности здания — до 600 тысяч рублей;
- Штраф за отсутствие энергетического паспорта — от 50 до 250 тысяч рублей;
- Административный штраф за нарушение требований маркировки товаров;
- Штраф за отсутствие программы энергосбережения — от 30 до 100 тысяч рублей;
- Штраф за несоблюдение требований установки приборов учета.
Энергосервисные контракты
Закон ввел в гражданский оборот энергосервисные контракты, по которым исполнители повышают энергоэффективность использования энергоресурсов заказчика за счет финансирования за счет будущей экономии энергии. Отдельные категории граждан могут получать компенсацию расходов на оплату энергосервисного договора в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Последние изменения
Федеральный закон от 23 июля 2025 года №232-ФЗ внес изменения в статью 27 закона №261-ФЗ, предусмотрев возможность получения компенсации отдельными категориями граждан расходов на энергосервисные контракты, заключаемые в целях снижения энергопотребления в многоквартирных домах.
Федеральный закон от 8 августа 2024 года №261-ФЗ внес изменения в Градостроительный кодекс и связанное с энергосбережением законодательство, продлив до 2033 года применение особенностей регулирования строительства.
Практическое применение
На практике закон №261-ФЗ применяется при:
- Сдаче объектов недвижимости в эксплуатацию;
- Проведении государственного строительного надзора;
- Контроле энергоэффективности зданий;
- Определении класса энергетической эффективности;
- Проведении энергетических обследований;
- Разработке программ энергосбережения.
Проведение обязательного энергоаудита значительно дешевле, чем получение штрафов за его отсутствие, поэтому рекомендуется своевременно организовать проведение энергетического обследования.
Значение для энергетической безопасности
Федеральный закон №261-ФЗ создал правовую основу для повышения энергоэффективности всей экономики России, от промышленных предприятий до жилых домов. Закон продолжает совершенствоваться с учетом развития технологий и меняющихся требований к энергоэффективности, оставаясь актуальным инструментом государственной политики в области энергосбережения.
