Федеральный закон от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — ФЗ-416) — это основной федеральный закон, регулирующий предоставление услуг водоснабжения и водоотведения потребителям в Российской Федерации. Закон был принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года, одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года, подписан Президентом 7 декабря 2011 года и вступил в силу 1 января 2013 года.
- Структура закона
- Предмет регулирования
- Цели и принципы государственной политики
- Полномочия органов власти
- Основные положения: системы водоснабжения и водоотведения
- Договоры водоснабжения и водоотведения
- Требования к качеству питьевой воды
- Подключение объектов к централизованным сетям
- Учет потребления воды
- Ограничение или прекращение водоснабжения и водоотведения
- Тарифное регулирование и финансирование
- Последние изменения в законодательстве
- Значение для жилищно-коммунального хозяйства
Структура закона
Федеральный закон состоит из 5 глав, содержащих 60 статей:
Глава 1. Общие положения (статьи 1-3):
- Предмет регулирования;
- Основные понятия (более 20 определений);
- Цели и принципы государственной политики.
Глава 2. Полномочия (статьи 4-6.1):
- Полномочия Правительства РФ и федеральных органов власти;
- Полномочия исполнительных органов субъектов РФ;
- Полномочия органов местного самоуправления;
- Перераспределение полномочий между уровнями власти.
Глава 3. Порядок осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (статьи 7-22):
- Общие правила предоставления услуг;
- Договоры водоснабжения и водоотведения;
- Подключение объектов к сетям;
- Учет потребления.
Глава 4. Обеспечение качества и безопасности (статьи 23-29):
Глава 5. Финансирование и тарифное регулирование (статьи 30-60).
Предмет регулирования
ФЗ-416 регулирует отношения в сфере:
- Горячего водоснабжения — через закрытые и открытые системы теплоснабжения;
- Холодного (питьевого) водоснабжения — через централизованные системы;
- Водоотведения — приема и обработки сточных вод;
- Предоставления этих услуг потребителям и их оплаты.
ФЗ-416 НЕ регулирует (это входит в компетенцию других законов):
- Забор воды из водных объектов (регулируется Водным кодексом РФ);
- Сброс сточных вод в водные объекты (регулируется Водным кодексом и законами об охране окружающей среды);
- Горячее водоснабжение через открытые системы теплоснабжения — за исключением требований к качеству и безопасности воды (регулируется ФЗ №190-ФЗ «О теплоснабжении»);
- Особенности на объектах обороны и безопасности (устанавливаются Правительством РФ).
Цели и принципы государственной политики
ФЗ-416 устанавливает следующие цели:
- Приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами водоотведения;
- Создание условий для привлечения инвестиций в развитие и модернизацию инфраструктуры;
- Рациональное использование водных ресурсов и охрана окружающей среды;
- Обеспечение качества и безопасности предоставляемых услуг в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Полномочия органов власти
Федеральный уровень (статья 4):
- Установление основных направлений государственной политики;
- Утверждение правил и стандартов в сфере водоснабжения и водоотведения;
- Установление требований к качеству воды в соответствии с международными стандартами.
Региональный уровень (статья 5):
- Регулирование тарифов на коммунальные услуги;
- Контроль за качеством предоставления услуг;
- Согласование инвестиционных программ организаций.
Муниципальный уровень (статья 6 и 6.1):
Органы местного самоуправления обязаны осуществлять следующие полномочия:
- Организация водоснабжения населения;
- Определение гарантирующей организации для холодного водоснабжения и водоотведения;
- Утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов;
- Согласование вывода объектов в ремонт и из эксплуатации;
- Утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
- Согласование инвестиционных программ организаций;
- Согласование планов снижения загрязняющих веществ в сточных водах;
- Заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности;
- Установление нормативов состава сточных вод.
Основные положения: системы водоснабжения и водоотведения
Закон определяет следующие виды систем:
- Централизованное горячее водоснабжение — с использованием закрытых систем теплоснабжения;
- Открытые системы теплоснабжения (горячее водоснабжение) — для комбинированного отопления и ГВС;
- Централизованное холодное водоснабжение (питьевое);
- Централизованное водоотведение — с передачей сточных вод по сетям.
2. Нецентрализованные системы:
Договоры водоснабжения и водоотведения
Статья 7 и последующие определяют общие правила:
Договор горячего водоснабжения должен содержать:
- Объемы подачи воды;
- Температурные режимы и графики подачи;
- Требования к качеству воды;
- Порядок расчетов и оплаты;
- Права и обязанности сторон;
- Основания для ограничения или прекращения услуги.
Договор холодного водоснабжения должен включать:
- Объемы поставки питьевой воды;
- Параметры качества воды согласно санитарным нормам;
- Расчеты и оплату;
- Права и обязанности потребителя и поставщика.
Договор водоотведения содержит:
- Объемы отводимых сточных вод;
- Требования к составу сточных вод;
- Порядок расчетов;
- Ответственность за нарушения.
Требования к качеству питьевой воды
Статья 23 — Обеспечение качества питьевой воды (одна из наиболее важных):
Обязанность организации, осуществляющей холодное водоснабжение:
- Подавать питьевую воду, соответствующую установленным требованиям санитарных норм;
- Производить забор воды из источников, разрешенных в качестве источников питьевого водоснабжения;
- При несоответствии качества воды установленным требованиям — разработать план мероприятий по приведению качества в соответствие.
Процедура при несоответствии качества:
- Территориальный орган Роспотребнадзора направляет уведомление об этом до 1 февраля;
- Органы местного самоуправления до 1 марта должны внести изменения в техническое задание на разработку инвестиционной программы;
- Организация, осуществляющая водоснабжение, в течение 3 месяцев разрабатывает план мероприятий;
- Срок реализации плана — не более 7 лет с начала реализации;
- В период реализации плана допускается несоответствие в пределах определенных плана, за исключением показателей, характеризующих безопасность воды.
- Органы местного самоуправления не менее одного раза в год размещают информацию о качестве питьевой воды, планах мероприятий и результатах их выполнения.
Подключение объектов к централизованным сетям
Статьи 18-19 устанавливают процедуру подключения (технологического присоединения):
- Заключение договора на подключение между владельцем объекта и организацией;
- Технические условия предоставляются организацией;
- Этапы выполнения работ определяются в соглашении сторон;
- Оплата подключения может осуществляться за счет абонента или организации в зависимости от условий.
Учет потребления воды
Статья 20 — Организация коммерческого учета:
- Приборы учета (счетчики) обязательны для коммерческого учета водоснабжения и водоотведения;
- Категории потребителей, для которых обязательны приборы учета, определяются органами местного самоуправления;
- Нормативы потребления устанавливаются в соответствии с региональными правилами пользования системами;
- Размер платы рассчитывается по показаниям приборов учета, или по нормативам при отсутствии приборов.
Ограничение или прекращение водоснабжения и водоотведения
Статья 21 — Временное прекращение или ограничение:
Организация может временно ограничить или прекратить подачу воды или водоотведение только при:
- Существенном ухудшении качества питьевой воды;
- Сбросе в сеть запрещенных веществ потребителем;
- Воспрепятствовании доступу сотрудников к контрольным колодцам и приборам учета;
- Превышении нормативов загрязнения сточных вод в 3 раза и более;
- Задолженности за 2 расчетных периода.
- Предварительное уведомление потребителя не менее чем за 24 часа (кроме аварий);
- Исключения — социально значимые потребители не могут быть отключены без согласия органов местного самоуправления.
Тарифное регулирование и финансирование
ФЗ-416 устанавливает, что тарифы регулируются в соответствии с:
- Федеральным законом №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
- Четыре метода регулирования тарифов:
Последние изменения в законодательстве
ФЗ-416 был многократно изменен и дополнен (последняя редакция от 8 августа 2024 года, вступила в силу 1 января 2025 года):
- Расширены права потребителей на получение информации о качестве воды;
- Уточнены процедуры подключения к централизованным сетям;
- Введены новые требования к защите прав потребителей;
- Усилены требования к качеству предоставляемых услуг;
- Внесены изменения в процедуры расчета нормативов и тарифов.
Значение для жилищно-коммунального хозяйства
ФЗ-416 имеет критическое значение для:
- Обеспечения доступа населения к чистой питьевой воде и услугам водоотведения;
- Защиты здоровья населения через требования к качеству воды;
- Охраны окружающей среды от загрязнения сточными водами;
- Регулирования тарифов на коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения;
- Развития коммунальной инфраструктуры в поселениях и городских округах;
- Защиты прав потребителей при взаимодействии с организациями водоснабжения и водоотведения.
ФЗ-416 остается ключевым нормативным документом, регулирующим предоставление услуг водоснабжения и водоотведения в России, и постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями развития жилищно-коммунального хозяйства и защиты прав потребителей.
