Доставка по России ТК
Безналичный расчет
Работаем с юр. лицами

Федеральный закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике»

Федеральный закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» — это базовый нормативно-правовой акт, устанавливающий правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики Российской Федерации. Закон был принят Государственной Думой 21 февраля 2003 года, одобрен Советом Федерации 12 марта 2003 года и вступил в силу 26 марта 2003 года.

Предмет регулирования

Закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики, включая производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и потребителей электрической энергии.

Основные принципы организации электроэнергетики

Закон установил девять ключевых принципов, на которых основывается законодательство об электроэнергетике:

Энергетическая безопасность — обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.

Технологическое единство — обеспечение технологического единства электроэнергетики, которое достигается через централизованное оперативно-диспетчерское управление.

Надежность и бесперебойность — обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей.

Свобода хозяйственной деятельности — свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии.

Баланс интересов — соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Рыночные отношения — использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию.

Недискриминационные условия — обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики.

Государственное регулирование — обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики с установлением исчерпывающего перечня методов государственного регулирования.

Экономическая обоснованность — обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала в регулируемых видах деятельности.

Экологическая безопасность — обеспечение экологической безопасности электроэнергетики.

Комбинированная выработка электрической и тепловой энергии

Одной из важных особенностей закона является специальное признание режима комбинированной выработки электрической и тепловой энергии — режима работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии.

Это инновационное направление позволяет:

  • Повысить общую эффективность преобразования топлива в тепло и электроэнергию более чем в два раза;
  • Получить доход от продажи избыточной электроэнергии в сеть;
  • Оптимизировать использование энергоресурсов;
  • Уменьшить выброс тепловых отходов в окружающую среду.

Единая национальная электрическая сеть

Закон определяет концепцию Единой национальной (общероссийской) электрической сети — комплекса электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка и параллельную работу российской системы с электроэнергетическими системами иностранных государств.

Закон ограничивает право собственности на объекты, входящие в единую национальную сеть, с целью:

  • Обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • Защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц;
  • Обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии.

Системный оператор

Закон определяет функции Системного оператора — специализированной организации, единолично осуществляющей централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России.

Основные функции Системного оператора включают:

  • Обеспечение надежности функционирования Единой энергетической системы России и качества электрической энергии;
  • Планирование электроэнергетических режимов работы системы;
  • Управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики;
  • Регулирование частоты и перетоков мощности;
  • Согласование вывода объектов в ремонт и вывода из эксплуатации;
  • Управление режимами параллельной работы с иностранными системами;
  • Организация отбора исполнителей услуг по обеспечению системной надежности.

Структура рынка электроэнергии

Закон установил двухуровневую структуру рынка электроэнергии:

Оптовый рынок электрической энергии — сфера куплипродажи электрической энергии и мощности между производителями, гарантирующими поставщиками, крупными потребителями и энергосбытовыми организациями, регулируемая Системным оператором.

Розничные рынки электроэнергии — сфера купли-продажи электрической энергии и тепловой энергии на уровне «энергоснабжающая организация — конечный потребитель».

Участники рынка

Закон определяет основные категории участников электроэнергетической системы:

Производители электрической энергии — субъекты, осуществляющие производство электрической энергии (в том числе в режиме комбинированной выработки).

Гарантирующие поставщики — коммерческие организации, обязанные заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся потребителем. Они осуществляют функции «единого окна» для потребителей.

Территориальные сетевые организации — коммерческие организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства.

Потребители электрической энергии — физические и юридические лица, приобретающие электрическую энергию для своих бытовых и производственных нужд.

Нерегулируемые цены на электроэнергию

Закон предусмотрел систему нерегулируемых (свободных) цен на электроэнергию для потребителей, не входящих в категорию населения:

Свободные двусторонние договоры (СДД) заключаются между поставщиком и покупателем, где условия определяются договоренностью.

Рынок на сутки вперед (РСВ) — конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до поставки с определением цен для каждого из более 10000 узлов.

Балансирующий рынок (БР) функционирует в реальном времени для ликвидации отклонений от планового производства и потребления.

Регулируемые и нерегулируемые цены

Закон установил систему ценообразования, основанную на различных подходах для разных категорий потребителей:

Регулируемые цены применяются к населению и приравненным к нему категориям потребителей, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Нерегулируемые (свободные) цены применяются ко всем остальным потребителям, определяются на основе рыночных механизмов и баланса спроса-предложения.

Последние изменения

Федеральный закон от 13 июля 2024 года №185-ФЗ внес значительные изменения в закон об электроэнергетике, направленные на:

  • Обеспечение надежного энергоснабжения со стороны территориальных сетевых организаций;
  • Развитие технологий в электроэнергетической системе;
  • Формирование системообразующей территориальной сетевой организации в каждом субъекте РФ;
  • Внедрение модели договорных отношений «котёл-сверху» для услуг по передаче электрической энергии.

Федеральный закон от 20 марта 2025 года №35-ФЗ внес изменения в земельные отношения, которые косвенно затрагивают вопросы, связанные с размещением объектов электроэнергетики.

Применение закона в теплоснабжении

Федеральный закон №35-ФЗ имеет важное значение для развития теплоэлектроэнергетики, так как регулирует производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки с электрической энергией. Закон стимулирует развитие теплофикации и когенерации, которые являются наиболее эффективными и экологичными способами обеспечения потребителей одновременно электрической и тепловой энергией.

Значение для энергетического комплекса

Федеральный закон №35-ФЗ создал правовую основу для:

  • Реформирования электроэнергетики и её разделения на отдельные функционирующие на конкурентной основе сегменты;
  • Развития оптового и розничных рынков электроэнергии;
  • Внедрения рыночных механизмов в сфере электроэнергетики при сохранении государственного регулирования на ключевых уровнях;
  • Обеспечения энергетической безопасности и надежности электроэнергетической системы;
  • Стимулирования инвестиций в развитие и модернизацию объектов электроэнергетики.

Закон продолжает активно применяться и совершенствоваться в соответствии с меняющимися требованиями энергетического сектора, что подтверждается регулярным внесением поправок в его текст.

Оцените статью
( Пока нет оценок )
Поделиться с коллегами
КИП ⎋ КАТАЛОГ