Федеральный закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» — это базовый нормативно-правовой акт, устанавливающий правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики Российской Федерации. Закон был принят Государственной Думой 21 февраля 2003 года, одобрен Советом Федерации 12 марта 2003 года и вступил в силу 26 марта 2003 года.
- Предмет регулирования
- Основные принципы организации электроэнергетики
- Комбинированная выработка электрической и тепловой энергии
- Единая национальная электрическая сеть
- Системный оператор
- Структура рынка электроэнергии
- Участники рынка
- Нерегулируемые цены на электроэнергию
- Регулируемые и нерегулируемые цены
- Последние изменения
- Применение закона в теплоснабжении
- Значение для энергетического комплекса
Предмет регулирования
Закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики, включая производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и потребителей электрической энергии.
Основные принципы организации электроэнергетики
Закон установил девять ключевых принципов, на которых основывается законодательство об электроэнергетике:
Энергетическая безопасность — обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.
Технологическое единство — обеспечение технологического единства электроэнергетики, которое достигается через централизованное оперативно-диспетчерское управление.
Надежность и бесперебойность — обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей.
Свобода хозяйственной деятельности — свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии.
Баланс интересов — соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Рыночные отношения — использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию.
Недискриминационные условия — обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики.
Государственное регулирование — обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики с установлением исчерпывающего перечня методов государственного регулирования.
Экономическая обоснованность — обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала в регулируемых видах деятельности.
Экологическая безопасность — обеспечение экологической безопасности электроэнергетики.
Комбинированная выработка электрической и тепловой энергии
Одной из важных особенностей закона является специальное признание режима комбинированной выработки электрической и тепловой энергии — режима работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии.
Это инновационное направление позволяет:
- Повысить общую эффективность преобразования топлива в тепло и электроэнергию более чем в два раза;
- Получить доход от продажи избыточной электроэнергии в сеть;
- Оптимизировать использование энергоресурсов;
- Уменьшить выброс тепловых отходов в окружающую среду.
Единая национальная электрическая сеть
Закон определяет концепцию Единой национальной (общероссийской) электрической сети — комплекса электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка и параллельную работу российской системы с электроэнергетическими системами иностранных государств.
Закон ограничивает право собственности на объекты, входящие в единую национальную сеть, с целью:
- Обеспечения безопасности Российской Федерации;
- Защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц;
- Обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии.
Системный оператор
Закон определяет функции Системного оператора — специализированной организации, единолично осуществляющей централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России.
Основные функции Системного оператора включают:
- Обеспечение надежности функционирования Единой энергетической системы России и качества электрической энергии;
- Планирование электроэнергетических режимов работы системы;
- Управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики;
- Регулирование частоты и перетоков мощности;
- Согласование вывода объектов в ремонт и вывода из эксплуатации;
- Управление режимами параллельной работы с иностранными системами;
- Организация отбора исполнителей услуг по обеспечению системной надежности.
Структура рынка электроэнергии
Закон установил двухуровневую структуру рынка электроэнергии:
Оптовый рынок электрической энергии — сфера куплипродажи электрической энергии и мощности между производителями, гарантирующими поставщиками, крупными потребителями и энергосбытовыми организациями, регулируемая Системным оператором.
Розничные рынки электроэнергии — сфера купли-продажи электрической энергии и тепловой энергии на уровне «энергоснабжающая организация — конечный потребитель».
Участники рынка
Закон определяет основные категории участников электроэнергетической системы:
Производители электрической энергии — субъекты, осуществляющие производство электрической энергии (в том числе в режиме комбинированной выработки).
Гарантирующие поставщики — коммерческие организации, обязанные заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся потребителем. Они осуществляют функции «единого окна» для потребителей.
Территориальные сетевые организации — коммерческие организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства.
Потребители электрической энергии — физические и юридические лица, приобретающие электрическую энергию для своих бытовых и производственных нужд.
Нерегулируемые цены на электроэнергию
Закон предусмотрел систему нерегулируемых (свободных) цен на электроэнергию для потребителей, не входящих в категорию населения:
Свободные двусторонние договоры (СДД) заключаются между поставщиком и покупателем, где условия определяются договоренностью.
Рынок на сутки вперед (РСВ) — конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до поставки с определением цен для каждого из более 10000 узлов.
Балансирующий рынок (БР) функционирует в реальном времени для ликвидации отклонений от планового производства и потребления.
Регулируемые и нерегулируемые цены
Закон установил систему ценообразования, основанную на различных подходах для разных категорий потребителей:
Регулируемые цены применяются к населению и приравненным к нему категориям потребителей, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Нерегулируемые (свободные) цены применяются ко всем остальным потребителям, определяются на основе рыночных механизмов и баланса спроса-предложения.
Последние изменения
Федеральный закон от 13 июля 2024 года №185-ФЗ внес значительные изменения в закон об электроэнергетике, направленные на:
- Обеспечение надежного энергоснабжения со стороны территориальных сетевых организаций;
- Развитие технологий в электроэнергетической системе;
- Формирование системообразующей территориальной сетевой организации в каждом субъекте РФ;
- Внедрение модели договорных отношений «котёл-сверху» для услуг по передаче электрической энергии.
Федеральный закон от 20 марта 2025 года №35-ФЗ внес изменения в земельные отношения, которые косвенно затрагивают вопросы, связанные с размещением объектов электроэнергетики.
Применение закона в теплоснабжении
Федеральный закон №35-ФЗ имеет важное значение для развития теплоэлектроэнергетики, так как регулирует производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки с электрической энергией. Закон стимулирует развитие теплофикации и когенерации, которые являются наиболее эффективными и экологичными способами обеспечения потребителей одновременно электрической и тепловой энергией.
Значение для энергетического комплекса
Федеральный закон №35-ФЗ создал правовую основу для:
- Реформирования электроэнергетики и её разделения на отдельные функционирующие на конкурентной основе сегменты;
- Развития оптового и розничных рынков электроэнергии;
- Внедрения рыночных механизмов в сфере электроэнергетики при сохранении государственного регулирования на ключевых уровнях;
- Обеспечения энергетической безопасности и надежности электроэнергетической системы;
- Стимулирования инвестиций в развитие и модернизацию объектов электроэнергетики.
Закон продолжает активно применяться и совершенствоваться в соответствии с меняющимися требованиями энергетического сектора, что подтверждается регулярным внесением поправок в его текст.
