Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2017 года №1562 «Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)» (далее — Постановление №1562) является ключевым нормативным актом, реализующим механизм модели «альтернативной котельной» в практику ценообразования на тепловую энергию.
- Назначение и значение
- Структура постановления
- Метод расчета предельной цены
- Технико-экономические параметры котельных
- Индексация предельного уровня цены
- Виды видения котельных при расчетах
- Порядок установления предельной цены
- Правила индексации
- Актуализация параметров
- Практическое применение
- Значение для теплоэнергетики
Назначение и значение
Постановление №1562 разработано в соответствии с Федеральным законом №279-ФЗ от 29 июля 2017 года и устанавливает детальный порядок определения предельного уровня цены на тепловую энергию в ценовых зонах теплоснабжения — территориях, где применяется инновационная модель ценообразования на основе метода «альтернативной котельной».
Структура постановления
Постановление №1562 состоит из двух основных частей:
Правила определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) — устанавливают методику расчета предельной цены.
Технико-экономические параметры работы котельных и тепловых сетей — определяют конкретные показатели, используемые при расчетах предельной цены.
Метод расчета предельной цены
Постановление №1562 определяет, что предельный уровень цены рассчитывается на основе модели условной современной эффективной котельной (метода «альтернативной котельной»):
Основной принцип: цена на централизованное теплоснабжение не должна превышать цену производства тепла в современной высокоэффективной котельной, оснащенной лучшими доступными технологиями.
Компоненты расчета предельной цены включают:
- Капитальные затраты на строительство котельной;
- Стоимость оборудования по лучшим доступным технологиям;
- Затраты на сооружение тепловых сетей;
- Модельные топливные затраты;
- Эксплуатационные расходы на содержание и ремонт;
- Налоги и сборы;
- Справедливая норма доходности инвестированного капитала;
- Потери тепла при передаче.
Технико-экономические параметры котельных
Постановление №1562 утверждает детальный набор технико-экономических параметров для расчета, которые включают:
1. Параметры строительства котельной:
- Установленная тепловая мощность;
- Площадь земельного участка;
- Стоимость земельного участка;
- Среднюю этажность застройки территории обслуживания.
- Тип и характеристики котлов (на газе, угле, мазуте);
- Вспомогательное оборудование;
- Системы управления и автоматизации;
- Прочее оборудование в соответствии с лучшими доступными технологиями.
- Протяженность магистральных трубопроводов;
- Диаметры трубопроводов;
- Материал труб;
- Тип теплоизоляции;
- Способ прокладки (подземный, надземный).
- Удельная стоимость строительства котельной на единицу мощности;
- Удельная стоимость сооружения тепловых сетей;
- Стоимость оборудования;
- Инженерно-сметная стоимость.
Индексация предельного уровня цены
Постановление №1562 предусматривает механизм регулярной индексации предельной цены для учета инфляции и изменения экономических показателей:
- Индекс инфляции (дефлятор ВВП);
- Изменение цен на топливо (особенно газ для газовых котельных);
- Изменение цен на оборудование и материалы;
- Изменение тарифов на электроэнергию;
- Динамика ставок налогов.
- Проводится ежегодно, как правило, с начала календарного года;
- Применяются индексы, установленные Минэнергетики, ФСТ/ФРЭД;
- Региональные органы могут применять понижающие коэффициенты к предельной цене.
Виды видения котельных при расчетах
Постановление №1562 устанавливает различные параметры расчета в зависимости от типа топлива:
Газовые котельные — основной вид в России:
- Расчет на основе стоимости природного газа;
- Учет сезонных колебаний цен на газ;
- Применение коэффициентов, учитывающих прогнозные индексы роста цены на газ.
Угольные котельные — для регионов с доступным углем:
- Расчет на основе местных цен на уголь;
- Учет транспортных расходов;
- Применение специальных технико-экономических параметров.
Мазутные котельные — при отсутствии газа:
- Расчет на основе цены жидкого топлива;
- Учет хранения и доставки мазута;
- Применение повышающих коэффициентов за экологические риски.
Порядок установления предельной цены
Постановление №1562 определяет процедуру утверждения предельной цены на основе представленных расчетов:
- Заявление теплоснабжающей организации с предложением по установлению предельной цены;
- Подготовка расчетов в соответствии с методикой, установленной Постановлением №1562;
- Согласование со всеми заинтересованными органами;
- Утверждение органом государственного регулирования субъекта РФ на основе рекомендаций федерального регулятора;
- Публикация в установленном порядке.
Правила индексации
Условия применения предельной цены:
- При расчетной цене ниже действующих тарифов — происходит заморозка тарифов до момента приравнивания к предельной цене;
- При расчетной цене выше действующих тарифов — устанавливается график плавного роста на 5-10 лет;
- Региональные власти имеют право применять понижающие коэффициенты к предельной цене для социальной защиты потребителей.
- Предельный уровень цены утверждается с разбивкой по полугодиям;
- Первое полугодие приходится на уровень второго полугодия предыдущего периода;
- Второе полугодие рассчитывается с учетом прогнозных индексов на второе полугодие текущего года.
Актуализация параметров
Постановление №1562 предусматривает регулярное обновление технико-экономических параметров:
- Один раз в три года Минэнергетика совместно с ФАС и другими ведомствами проводит анализ целесообразности внесения изменений в параметры расчета;
- При необходимости направляются предложения в Правительство на внесение изменений;
- Результаты анализа размещаются на сайте Минэнергетики в сети Интернет.
Последнее обновление: 17 октября 2024 года — произведена актуализация параметров на основе данных 2023 года, что учитывает изменения в технологиях, ценах на оборудование и материалы.
Практическое применение
Постановление №1562 имеет широкое практическое применение в ценовых зонах теплоснабжения:
По состоянию на 2024-2025 годы:
- Более 44 муниципальных образований в 20-21 субъекте РФ действуют в соответствии с Постановлением №1562;
- В этих зонах проживает более 14 миллионов человек;
- Реализуются инвестиционные проекты на сумму более 269 миллиардов рублей (по состоянию на 2024 год), растущее до 338-400 миллиардов рублей в перспективе.
- Увеличение доли комбинированной выработки электрической и тепловой энергии до 30,6%;
- Стимулирование инвестиций в модернизацию тепловых сетей и котельных;
- Привлечение значительного частного капитала в отрасль теплоэнергетики;
- Улучшение качества и надежности теплоснабжения в соответствующих территориях.
Значение для теплоэнергетики
Постановление №1562 является основой для реализации инновационной модели ценообразования в теплоснабжении, позволяющей:
- Балансировать интересы потребителей и производителей;
- Привлекать инвестиции в развитие и модернизацию систем теплоснабжения;
- Применять справедливое и прозрачное ценообразование на основе эффективных технологий;
- Стимулировать переход на более эффективные виды выработки (комбинированное производство электрической и тепловой энергии);
- Снижать тепловые потери в сетях за счет модернизации инфраструктуры.
Постановление остается актуальным документом, который постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями развивающегося рынка теплоэнергетики и требует периодической актуализации технико-экономических параметров для отражения меняющихся условий производства и потребления тепловой энергии.
