Ниже приведён перечень популярных вопросов с ответами по теме метода «альтернативной котельной» (Федеральный закон № 279-ФЗ). Рассмотрены основные вопросы по плюсам и минусам метода, региональному применению и требованиям к теплоснабжающим организациям.
Частые вопросы о методе «альтернативной котельной»
Что такое метод «альтернативной котельной»?
Метод «альтернативной котельной» — это новый подход к ценообразованию в теплоснабжении, при котором тариф на тепло рассчитывается исходя из стоимости строительства и эксплуатации условной (виртуальной) локальной котельной мощностью до 10 Гкал/ч.
Он представляет собой замену государственного регулирования тарифов на модель потолочной цены — предельный уровень, выше которого тариф на тепло не может расти.
Он представляет собой замену государственного регулирования тарифов на модель потолочной цены — предельный уровень, выше которого тариф на тепло не может расти.
Зачем вводится этот метод?
Главная цель — повысить инвестиционную привлекательность отрасли теплоснабжения, стимулировать модернизацию изношенных тепловых сетей и котельных, а также устранить перекрёстное субсидирование среди потребителей.
Также метод обеспечивает потребителю защиту от необоснованного роста тарифов: стоимость централизованного тепла не может превышать цену тепла, получаемого от собственной котельной.
Также метод обеспечивает потребителю защиту от необоснованного роста тарифов: стоимость централизованного тепла не может превышать цену тепла, получаемого от собственной котельной.
Как определяется тариф по этому методу?
Тариф определяется путём расчёта всех затрат на строительство, эксплуатацию и топливо для условной котельной, с последующим делением этих затрат на весь объём произведённой тепловой энергии.
Цена включает только прямые расходы, без учёта сторонних затрат компании, не связанных с выработкой тепла. Этот принцип делает тариф максимально прозрачным и экономически обоснованным.
Цена включает только прямые расходы, без учёта сторонних затрат компании, не связанных с выработкой тепла. Этот принцип делает тариф максимально прозрачным и экономически обоснованным.
Что происходит с тарифами при переходе на «альткотельную»?
Если существующий тариф выше рассчитанного по методике — он «замораживается» до выравнивания. Если ниже — то его постепенно повышают до предельного уровня в течение 5–10 лет, чтобы сгладить нагрузку на потребителей.
Регион устанавливает плавный график коррекции тарифов и понижающие коэффициенты для избежания резких скачков.
Регион устанавливает плавный график коррекции тарифов и понижающие коэффициенты для избежания резких скачков.
Почему метод называют «ценовой зоной теплоснабжения»?
Ценовая зона теплоснабжения — это территория (город, район), где действует единая теплоснабжающая организация (ЕТО) с ограниченным верхним уровнем цены на тепло.
Закон №190-ФЗ о теплоснабжении был дополнен статьёй 23.3 «О ценовых зонах теплоснабжения», детализирующей условия такого режима.
Закон №190-ФЗ о теплоснабжении был дополнен статьёй 23.3 «О ценовых зонах теплоснабжения», детализирующей условия такого режима.
Как муниципалитет переходит на эту систему?
Для перехода требуется:
- утверждённая схема теплоснабжения;
- доля ЕТО не менее 50% мощности теплоисточников;
- согласие местных и региональных органов власти;
- согласование в Минэнерго;
- заявление (одобрение) в Правительство РФ;
- после чего утверждается график поэтапного доведения цены, заключаются новые договоры с потребителями.
Сам процесс занимает 2–3 года. В октябре 2024 года 44 муниципалитета уже действовали в ценовых зонах (включая Барнаул, Рубцовск, Ульяновск и др.).
- утверждённая схема теплоснабжения;
- доля ЕТО не менее 50% мощности теплоисточников;
- согласие местных и региональных органов власти;
- согласование в Минэнерго;
- заявление (одобрение) в Правительство РФ;
- после чего утверждается график поэтапного доведения цены, заключаются новые договоры с потребителями.
Сам процесс занимает 2–3 года. В октябре 2024 года 44 муниципалитета уже действовали в ценовых зонах (включая Барнаул, Рубцовск, Ульяновск и др.).
Какие результаты дали пилотные регионы?
После перехода были зафиксированы:
- снижение аварийности тепловых сетей в 1,3 раза;
- модернизация 86 котельных и строительство 195 км новых теплотрасс;
- рост инвестиций в отрасль до 25% выручки предприятий.
Даже при временном росте тарифа потребители получили повышение надёжности и качества теплоснабжения.
- снижение аварийности тепловых сетей в 1,3 раза;
- модернизация 86 котельных и строительство 195 км новых теплотрасс;
- рост инвестиций в отрасль до 25% выручки предприятий.
Даже при временном росте тарифа потребители получили повышение надёжности и качества теплоснабжения.
Каковы перспективы метода?
По Энергостратегии России до 2050 года планируется увеличение количества муниципальных образований, применяющих метод «альтернативной котельной», с 18 (в 2023) до 54 (в 2050).
Метод признан ключевым инструментом в повышении эффективности и прозрачности теплоснабжения.
Метод признан ключевым инструментом в повышении эффективности и прозрачности теплоснабжения.
Преимущества и риски
Преимущества
привлечение инвестиций в модернизацию;
отказ от неэффективных компаний;
долгосрочная предсказуемость тарифа.
Риски
разница между текущим и предельным тарифом может быть существенной;
длительный переходный период 5–10 лет;
возможная социальная напряжённость в первые годы.
Дополнительные вопросы о методе «альтернативной котельной»
Что такое «предельный уровень цены на тепловую энергию»?
Это максимальная цена, выше которой продавать тепло запрещено; она служит ориентиром для тарифов на тепло.
Кто определяет тарифы на тепло?
Тарифы устанавливаются регулирующим органом (например, региональной тарифной комиссией) на основании методики, утвержденной государством.
Предельный уровень цены устанавливает региональный орган тарифного регулирования (например, Региональная энергетическая комиссия). Итоговые цены для потребителей определяются по соглашению сторон, но не выше предельного уровня.
Предельный уровень цены устанавливает региональный орган тарифного регулирования (например, Региональная энергетическая комиссия). Итоговые цены для потребителей определяются по соглашению сторон, но не выше предельного уровня.
Как рассчитывается предельный уровень?
Расчет ведется на основе модели затрат на строительство и эксплуатацию эталонной котельной, учитывая региональные параметры.
Можно ли продавать тепло дороже предельной цены?
Нет, по закону продавать тепло выше установленного предельного уровня нельзя.
Можно ли продавать тепло дешевле предельной цены?
Да, если поставщик может обеспечить более низкую стоимость за счет оптимизации расходов.
Можно ли продавать тепловую энергию дешевле предельного уровня?
Да, цена может быть ниже предельного уровня. В этом случае в соглашении между ресурсоснабжающей организацией и властью прописывается понижающий коэффициент.
Что такое единая теплоснабжающая организация (ЕТО)?
Это организация, которая отвечает за поставку тепловой энергии в определенном регионе, координирует работу источников и сетей.
Кто может стать ЕТО?
ЕТО назначается из числа крупных энергокомпаний или профильных организаций, способных обеспечить надежное теплоснабжение.
Чем отличается новый способ расчёта тарифа от действующего?
В новом подходе тарифы зависят не от текущих расходов компании, а от эталонных затрат альтернативной котельной.
В чём разница между «альткотельной» и эталонными тарифами?
АК — только один из вариантов эталона. При АК цена может быть ниже установленного предела; при эталонных тарифах дешевле продавать нельзя, а модель рынка подразумевает больше ответственности.
Когда начнет действовать новая методика расчёта тарифов?
Переход осуществляется поэтапно, сроки устанавливаются нормативными актами для каждого региона.
Является ли эталонная цена и тарифы понятием идентичным?
Нет, эталонная цена – это максимальный уровень, а фактический тариф может быть ниже.
Зачем городам и потребителям переходить на новую методику?
Переход позволяет ускорить модернизацию инфраструктуры и повысить прозрачность ценообразования.
Почему энергокомпании заинтересованы в модели «альткотельной»?
Она облегчает долгосрочное планирование и способствует инвестиционной привлекательности сектора.
Как изменятся тарифы при переходе к новой модели?
Рост тарифов ограничен предельной ценой, также применяется понижающий коэффициент для плавного перехода.
Если новая цена выше текущей – что будет?
Разрабатываются механизмы компенсации и постепенного внедрения с учётом региональных особенностей.
Что подразумевается под понижающим коэффициентом?
Это специальный коэффициент, который снижает общий рост тарифов в переходный период, т.е. уменьшает предельный уровень цены на тепло. Он применяется по соглашению между ЕТО и муниципалитетом, если предельный уровень цены по новой методике оказался выше действующего тарифа.
Что делать, если выставили счет по завышенной цене?
Потребители могут обратиться в контрольные органы и потребовать перерасчёта тарифа.
Как будет меняться тариф после перехода города на новую модель?
Тарифы будут корректироваться по формуле, учитывающей предельный уровень и динамику затрат.
До достижения предельного уровня — по утверждённому графику. После достижения — изменение только на уровень инфляции; при превышении текущих тарифов предельным уровнем цена может быть заморожена.
Рост тарифов не обязателен. Там, где сейчас тарифы ниже предельного уровня, будет плавное повышение до этого уровня за 5–10 лет или применение понижающего коэффициента. В регионах с уже высокими тарифами они будут заморожены.
До достижения предельного уровня — по утверждённому графику. После достижения — изменение только на уровень инфляции; при превышении текущих тарифов предельным уровнем цена может быть заморожена.
Рост тарифов не обязателен. Там, где сейчас тарифы ниже предельного уровня, будет плавное повышение до этого уровня за 5–10 лет или применение понижающего коэффициента. В регионах с уже высокими тарифами они будут заморожены.
Влияет ли новая модель на качество теплоснабжения?
Ожидается рост качества благодаря инвестициям в сеть и мониторингу стандартов обслуживания.
Может ли поставщик в одностороннем порядке перевести на новый тариф?
Нет, такой переход возможен только по согласованию с органами власти субъекта РФ и органами местного управления.
Как будет осуществляться контроль компании после перехода?
Вводятся дополнительные меры аудита и прозрачности, усиливается надзор регулирующих органов.
Почему мало городов переходят на новую модель?
Переход требует серьезных изменений инфраструктуры и законодательного регулирования.
Основные причины — опасения властей перед социальными последствиями, недостаток информации о преимуществах метода и ожидание результатов у первых пилотных регионов.
Основные причины — опасения властей перед социальными последствиями, недостаток информации о преимуществах метода и ожидание результатов у первых пилотных регионов.
Насколько актуальна альткотельная для крупных городов с устойчивым теплоснабжением?
Модель полезна в основном для городов с проблемами модернизации и высоким износом сетей.
Модель «альткотельная» актуальна практически для любых городов — чем раньше начинается модернизация, тем меньше итоговые затраты и рост тарифов.
Модель «альткотельная» актуальна практически для любых городов — чем раньше начинается модернизация, тем меньше итоговые затраты и рост тарифов.
Что будет, если города не захотят менять модель?
Они продолжат работать по старой системе, но могут столкнуться с ограниченными инвестициями.
В этом случае энергокомпании будут ограниченно инвестировать, система теплоснабжения не будет обновляться — увеличится износ и аварийность, возможны проблемы с подключением новых объектов.
В этом случае энергокомпании будут ограниченно инвестировать, система теплоснабжения не будет обновляться — увеличится износ и аварийность, возможны проблемы с подключением новых объектов.
Существуют ли альтернативные способы модернизации теплоснабжения?
Да, государство и бизнес внедряют разные механизмы инвестирования и обновления отрасли.
В настоящее время, кроме «альткотельной», работающих гарантийных инструментов для частных инвесторов практически нет. Концессии лишь частично работают, так как тарифы всё равно подлежат ежегодной корректировке.
В настоящее время, кроме «альткотельной», работающих гарантийных инструментов для частных инвесторов практически нет. Концессии лишь частично работают, так как тарифы всё равно подлежат ежегодной корректировке.
Предусмотрены ли льготы для населения?
Отдельные категории граждан могут рассчитывать на компенсации и субсидии.
Как повлияет новая методика на автономное отопление?
Автономные системы не подпадают под действие общей модели и регулируются отдельно.
Узнать больше о ценовых зон теплоснабжения, методе «альтернативной котельной», единой теплоснабжающей организации (ЕТО) и ознакомиться с полным текстом Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения». Перейти к публикации ⇲
