Доставка по России ТК
Безналичный расчет
Работаем с юр. лицами

Федеральный закон № 279-ФЗ: новая модель теплоснабжения России

Изображение к посту - Федеральный закон № 279-ФЗ: новая модель теплоснабжения России

Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 279-ФЗ внес фундаментальные изменения в систему регулирования отечественного теплоснабжения, установив инновационную модель ценообразования, основанную на принципе «альтернативной котельной». Закон был принят Государственной Думой 19 июля 2017 года, одобрен Советом Федерации 25 июля и вступил в силу 31 июля 2017 года.

Концепция ценовых зон теплоснабжения

Ключевым нововведением стало создание ценовых зон теплоснабжения — поселений, муниципальных округов и городских округов, в которых применяется принципиально иной порядок ценообразования на тепловую энергию. В этих зонах государство отказывается от традиционного тарифного регулирования по принципу «затраты плюс» и переходит к установлению предельного уровня цены на тепло для конечных потребителей.

Критерии отнесения к ценовой зоне определены статьей 23.3 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении»:

  • наличие утвержденной схемы теплоснабжения поселения или городского округа;
  • совместное обращение от органа местного самоуправления и единой теплоснабжающей организации (ЕТО), контролирующей не менее 50% суммарной установленной мощности источников тепловой энергии;
  • согласие высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации на отнесение территории к ценовой зоне.

Принцип «альтернативной котельной»

Метод «альтернативной котельной» представляет собой способ определения предельного уровня цены на тепловую энергию, при котором за основу берется стоимость строительства нового современного источника тепла (условной «альтернативной котельной»), подключения к нему потребителей и его дальнейшего обслуживания. При этом речь не идет о реальном строительстве котельной — это расчетная модель для определения справедливой цены.

Предельный уровень цены рассчитывается на основе:

  • модельных топливных затрат на производство тепловой энергии;
  • капитальных затрат на строительство котельной и тепловых сетей;
  • стоимости современного оборудования на основе наилучших доступных технологий;
  • рыночной стоимости капитала;
  • расходов на уплату налогов и эксплуатационных затрат.

Порядок расчета утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2017 года № 1562. Регулярные обновления методики (последнее от 17 октября 2024 года) учитывают различные типы этажности застройки, виды топлива (газ, уголь, мазут) и региональную специфику.

Частые вопросы с ответами о методе «альтернативной котельной» ☞ Ознакомиться

Механизм ценообразования и переходный период

В ценовых зонах теплоснабжения предельный уровень цены утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен. Этот предельный уровень является максимальной планкой, выше которой ЕТО не может продавать тепло потребителям, но может устанавливать цену ниже по соглашению сторон.

Переходный период начинается со дня вступления в силу решения об отнесении территории к ценовой зоне и заканчивается днем вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены. Обычно этот период составляет около 7 месяцев. В переходный период действует традиционное государственное тарифное регулирование.

После окончания переходного периода цены определяются по следующим правилам:

  • если действующие тарифы выше цены «альтернативной котельной», происходит их заморозка до сравнивания с предельным уровнем;
  • если тарифы ниже предельного уровня, предусмотрен плавный рост на протяжении 5-10 лет по утвержденному графику;
  • региональные власти могут применять понижающие коэффициенты к предельному уровню цены для сглаживания социальных последствий.

Роль единой теплоснабжающей организации

Закон № 279-ФЗ значительно расширил функции и ответственность единой теплоснабжающей организации (ЕТО). ЕТО становится единым центром ответственности перед каждым потребителем за всю цепочку теплоснабжения — производство, транспортировку и сбыт тепловой энергии.

Основные обязанности ЕТО в ценовых зонах:

  • заключение договоров теплоснабжения с любым обратившимся потребителем;
  • разработка и актуализация схемы теплоснабжения;
  • распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии;
  • согласование вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей;
  • реализация инвестиционных мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения согласно схеме теплоснабжения;
  • управление загрузкой тепловых мощностей;
  • выполнение функции «одного окна» для потребителей, включая вопросы подключения к системе.

ЕТО заключает соглашение о реализации схемы теплоснабжения с органом местного самоуправления, где фиксируются инвестиционные обязательства, темпы роста цен и целевые показатели. За нарушение качества и надежности теплоснабжения для ЕТО предусмотрены значительные штрафы, а платежи потребителей в случае сбоев снижаются.

Взаимоотношения между ЕТО и другими теплоснабжающими или теплосетевыми организациями в зоне ее деятельности строятся в рамках свободных договорных отношений без государственного регулирования тарифов.

Практика внедрения и результаты

По состоянию на конец 2024 — начало 2025 года к ценовым зонам теплоснабжения отнесено 44-48 муниципальных образований в 20-21 субъекте Российской Федерации с общей численностью населения более 14 миллионов человек.

Динамика перехода городов в ценовые зоны:

  • 2019 год — 2 ценовые зоны
  • 2020 год — 4 ценовые зоны
  • 2021 год — 12 ценовых зон
  • 2022 год — 15 ценовых зон
  • 2023 год — 5 ценовых зон
  • 2024 год — 6 ценовых зон

Среди территорий, перешедших на модель «альтернативной котельной»: Новосибирск, Пермь, Благовещенск, поселок городского типа Прогресс, село Чигири (Амурская область), Канск (Красноярский край), Владимир, Иваново, Рубцовск (Алтайский край) и другие населенные пункты.

Инвестиционные результаты:

  • совокупный плановый объем инвестиций на ближайшие 10-15 лет составляет 338,8-400 млрд рублей, что в 2,5 раза больше, чем при традиционном тарифном регулировании;
  • доля инвестиций от выручки достигает 20-25% в городах «альтернативной котельной» против среднероссийского уровня 7%;
  • в период с 2018 по 2024 годы в ценовые зоны теплоснабжения уже инвестировано более 108 млрд рублей.

Положительные эффекты модели подтверждены экспертами и практиками.

Ценовые зоны теплоснабжения «выглядят более устойчивыми, независимыми и стабильными в плане обеспечения финансовым потоком на будущее».

Преимущества и вызовы модели

Основные преимущества метода «альтернативной котельной»:

  • привлечение масштабных частных инвестиций в модернизацию теплоснабжения;
  • долгосрочная предсказуемость тарифной политики для инвесторов и потребителей;
  • стимулирование теплоснабжающих организаций к повышению эффективности;
  • единый центр ответственности перед потребителями;
  • упрощенная система обращения граждан по вопросам качества теплоснабжения;
  • снижение нагрузки на бюджеты за счет привлечения частного капитала.

Основные проблемы и вызовы:

  • критика со стороны части экспертов за возможный необоснованный рост тарифов до уровня «альтернативной котельной»;
  • сложность понимания механизма населением и необходимость качественной разъяснительной работы;
  • неготовность администраций и теплоснабжающих организаций в малых населенных пунктах к новым требованиям и уровню ответственности;
  • необходимость постоянной «доналадки» модели и внесения изменений в нормативную базу;
  • более низкие темпы перехода муниципалитетов в ценовые зоны по сравнению с запланированными.

Нормативно-правовая база

Основными документами, регулирующими функционирование ценовых зон теплоснабжения, являются:

  • Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении»»;
  • Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (в редакции ФЗ № 279-ФЗ), статьи 23.3-23.14;
  • Постановление Правительства РФ от 15.12.2017 № 1562 «Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)» (с изменениями 2024 года);
  • Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации» (в части ЕТО).

С 1 марта 2025 года снято ограничение на применение механизма только в крупных агломерациях, и метод «альтернативной котельной» могут использовать небольшие населенные пункты.

Перспективы развития

Согласно Энергетической стратегии России до 2050 года (принята 12 апреля 2025 года), задача отнесения муниципальных образований к ценовым зонам теплоснабжения входит в комплекс первоочередных мер по повышению инвестиционной привлекательности теплоснабжения.

Целевые показатели развития модели:

  • к 2030 году — 25 регионов должны внедрить модель «альтернативной котельной»;
  • к 2035 году — 65 регионов (по Энергостратегии-2035);
  • к 2036 году — 36 регионов;
  • к 2050 году — 54 региона (по Энергостратегии-2050).

Минэнерго России продолжает анализ работы ценовых зон теплоснабжения и разрабатывает меры по совершенствованию модели для привлечения большего количества городов. В июле 2024 года заместителем Правительства РФ А.В. Новаком утвержден План мероприятий по совершенствованию целевой модели рынка тепловой энергии, предусматривающий корректировку нормативно-правового регулирования.

Федеральный закон № 279-ФЗ заложил основу для трансформации российской теплоэнергетики, создав механизм, который позволяет обеспечить баланс интересов теплоснабжающих организаций, потребителей и государства при привлечении значительных инвестиций в модернизацию критически важной инфраструктуры.

Скачать Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения»
(в формате PDF):


Оцените статью
( 1 оценка, средний 5 от 5 )
Поделиться с друзьями
КИП ⎋ КАТАЛОГ