Доставка по России ТК
Безналичный расчет
Работаем с юр. лицами

Федеральный закон №311-ФЗ от 8 августа 2024 года

Федеральный закон от 8 августа 2024 года №311-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — это значительный законодательный акт, направленный на повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения в России. Закон был принят Государственной Думой 30 июля 2024 года, одобрен Советом Федерации 2 августа 2024 года и вступил в силу с 1 марта 2025 года.

Цель и предмет регулирования

Закон №311-ФЗ направлен на:

  • Повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения;
  • Обеспечение готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии;
  • Усиление федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения;
  • Установление четких критериев надежности теплоснабжения;
  • Определение порядка действий при аварийных ситуациях.

Основные изменения в Федеральный закон №190-ФЗ

1. Введение критериев надежности теплоснабжения:

Закон впервые официально внес в законодательство понятие «критерии надежности теплоснабжения потребителей тепловой энергии» — требования, при соблюдении которых обеспечиваются качество и безопасность подачи тепловой энергии (теплоносителя) потребителям в соответствии с их категорией при аварийных ситуациях на источнике тепловой энергии и (или) на тепловых сетях в течение всего ремонтно-восстановительного периода.

2. Расширение полномочий Правительства РФ:

Правительство РФ получило полномочие на:

  • Установление критериев надежности теплоснабжения потребителей;
  • Утверждение правил обеспечения готовности к отопительному периоду;
  • Установление порядка проведения оценки готовности к отопительному периоду;
  • Определение процедур расследования причин аварийных ситуаций;
  • Утверждение перечня профилактических и контрольных мероприятий при федеральном государственном энергетическом надзоре в сфере теплоснабжения.

3. Уточнение полномочий уполномоченного федерального органа:

Федеральный орган исполнительной власти (Минэнергетика России) получил право на:

  • Утверждение схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения;
  • Мониторинг разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов с численностью населения менее 500 тысяч человек (за исключением ценовых зон);
  • Согласование порядков (планов) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальных образованиях.

Требования к обеспечению готовности к отопительному периоду

Участники обеспечения готовности:

  • Муниципальные образования;
  • Теплоснабжающие и теплосетевые организации;
  • Потребители тепловой энергии (юридические лица и индивидуальные предприниматели);
  • Владельцы тепловых сетей, не являющиеся теплосетевыми организациями.

Обязанности муниципальных образований:

  • Иметь утвержденную актуализированную схему теплоснабжения;
  • Обеспечить подготовку к отопительному периоду бесхозяйных объектов теплоснабжения;
  • Обеспечить готовность к безаварийной работе объектов теплоснабжения.

Обязанности теплоснабжающих и теплосетевых организаций:

  • Обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
  • Проводить наладку тепловых сетей;
  • Осуществлять контроль за режимами потребления тепловой энергии;
  • Обеспечивать качество теплоносителей;
  • Обеспечивать надежное теплоснабжение потребителей;
  • Выполнять мероприятия по резервированию систем теплоснабжения для оперативного переподключения от одной системы к другой при аварийной ситуации;
  • Иметь согласованный с органом местного самоуправления порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения (в том числе с применением электронного моделирования аварий).

Резервирование систем теплоснабжения

Одним из ключевых нововведений закона является обязанность по резервированию систем теплоснабжения:

Назначение: обеспечить при возникновении аварии оперативное переподключение потребителей от одной системы теплоснабжения к другой.

Источники финансирования мероприятий по резервированию:

  • Собственные средства регулируемой организации (учтенные при установлении цен и тарифов);
  • Бюджетные кредиты;
  • Средства бюджетов субъектов РФ (в случае, если по итогам анализа и оценки систем теплоснабжения резервируемые системы признаны малонадежными или ненадежными).

Новые требования к договорам теплоснабжения

Закон установил, что договор теплоснабжения должен содержать существенное условие о порядке взаимодействия при проведении наладочных мероприятий:

Этот порядок должен содержать:

  • Процедуру уведомления потребителей о проведении работ;
  • Требования к срокам проведения мероприятий;
  • Правила взаимодействия сторон;
  • Порядок изменения условий договора;
  • Процедуры согласования времени и условий работ;
  • Ответственность сторон при невыполнении порядка.

Оценка готовности к отопительному периоду

Новая процедура:

  • Оценка проводится в соответствии с порядком, установленным Минэнергетика;
  • По результатам составляется акт, содержащий оценку обеспечения готовности;
  • При обнаружении нарушений направляется акт с замечаниями;
  • Нарушения должны быть устранены в установленные сроки;
  • Неустранение нарушений влечет административную ответственность.

Административная ответственность

Закон предусмотрел усиление административной ответственности за нарушения в сфере теплоснабжения:

За неустранение нарушений готовности к отопительному периоду в установленные сроки:

  • Предусмотрены штрафы для должностных лиц;
  • Предусмотрены штрафы для юридических лиц;
  • Предусмотрены санкции в виде дисквалификации и иные меры.

Деятельность Ростехнадзора

Закон расширил полномочия Ростехнадзора (федерального органа надзора) в области:

  • Проведения федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения;
  • Выездных и документарных проверок;
  • Расследования причин аварийных ситуаций;
  • Исполнения профилактических и контрольных мероприятий.

Сроки действия

Закон уточнил, что основной документ — Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (Постановление №808 от 8 августа 2012 года) действует до 1 сентября 2027 года.

Это означает, что в 2027 году потребуется принятие нового нормативного акта с учетом практики применения новых критериев надежности.

Дата вступления в силу

Федеральный закон №311-ФЗ вступил в силу 1 марта 2025 года. С этого момента:

  • Начали применяться критерии надежности теплоснабжения;
  • Теплоснабжающие организации должны были включить в договоры положения о порядке взаимодействия при наладочных работах;
  • Началась оценка готовности к отопительному периоду по новому порядку;
  • Введены новые требования к резервированию систем.

Значение для отрасли теплоэнергетики

Федеральный закон №311-ФЗ является важным шагом в совершенствовании законодательства о теплоснабжении:

  • Впервые официально установлены критерии надежности теплоснабжения;
  • Усилены требования к подготовке к отопительному периоду;
  • Расширены полномочия федеральных органов и органов регулирования;
  • Введена обязанность по резервированию систем для предотвращения аварий;
  • Усилена административная ответственность за нарушения;
  • Обеспечена защита интересов потребителей при аварийных ситуациях.

Закон остается актуальным документом, действующим в настоящее время, и будет действовать до вступления в силу нового нормативного акта в 2027 году.

Оцените статью
( Пока нет оценок )
Поделиться с коллегами
КИП ⎋ КАТАЛОГ