Федеральный закон от 8 августа 2024 года №311-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — это значительный законодательный акт, направленный на повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения в России. Закон был принят Государственной Думой 30 июля 2024 года, одобрен Советом Федерации 2 августа 2024 года и вступил в силу с 1 марта 2025 года.
- Цель и предмет регулирования
- Основные изменения в Федеральный закон №190-ФЗ
- Требования к обеспечению готовности к отопительному периоду
- Резервирование систем теплоснабжения
- Новые требования к договорам теплоснабжения
- Оценка готовности к отопительному периоду
- Административная ответственность
- Деятельность Ростехнадзора
- Сроки действия
- Дата вступления в силу
- Значение для отрасли теплоэнергетики
Цель и предмет регулирования
- Повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения;
- Обеспечение готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии;
- Усиление федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения;
- Установление четких критериев надежности теплоснабжения;
- Определение порядка действий при аварийных ситуациях.
Основные изменения в Федеральный закон №190-ФЗ
1. Введение критериев надежности теплоснабжения:
Закон впервые официально внес в законодательство понятие «критерии надежности теплоснабжения потребителей тепловой энергии» — требования, при соблюдении которых обеспечиваются качество и безопасность подачи тепловой энергии (теплоносителя) потребителям в соответствии с их категорией при аварийных ситуациях на источнике тепловой энергии и (или) на тепловых сетях в течение всего ремонтно-восстановительного периода.
2. Расширение полномочий Правительства РФ:
Правительство РФ получило полномочие на:
- Установление критериев надежности теплоснабжения потребителей;
- Утверждение правил обеспечения готовности к отопительному периоду;
- Установление порядка проведения оценки готовности к отопительному периоду;
- Определение процедур расследования причин аварийных ситуаций;
- Утверждение перечня профилактических и контрольных мероприятий при федеральном государственном энергетическом надзоре в сфере теплоснабжения.
3. Уточнение полномочий уполномоченного федерального органа:
Федеральный орган исполнительной власти (Минэнергетика России) получил право на:
- Утверждение схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения;
- Мониторинг разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов с численностью населения менее 500 тысяч человек (за исключением ценовых зон);
- Согласование порядков (планов) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальных образованиях.
Требования к обеспечению готовности к отопительному периоду
Участники обеспечения готовности:
- Муниципальные образования;
- Теплоснабжающие и теплосетевые организации;
- Потребители тепловой энергии (юридические лица и индивидуальные предприниматели);
- Владельцы тепловых сетей, не являющиеся теплосетевыми организациями.
Обязанности муниципальных образований:
- Иметь утвержденную актуализированную схему теплоснабжения;
- Обеспечить подготовку к отопительному периоду бесхозяйных объектов теплоснабжения;
- Обеспечить готовность к безаварийной работе объектов теплоснабжения.
Обязанности теплоснабжающих и теплосетевых организаций:
- Обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
- Проводить наладку тепловых сетей;
- Осуществлять контроль за режимами потребления тепловой энергии;
- Обеспечивать качество теплоносителей;
- Обеспечивать надежное теплоснабжение потребителей;
- Выполнять мероприятия по резервированию систем теплоснабжения для оперативного переподключения от одной системы к другой при аварийной ситуации;
- Иметь согласованный с органом местного самоуправления порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения (в том числе с применением электронного моделирования аварий).
Резервирование систем теплоснабжения
Одним из ключевых нововведений закона является обязанность по резервированию систем теплоснабжения:
Назначение: обеспечить при возникновении аварии оперативное переподключение потребителей от одной системы теплоснабжения к другой.
Источники финансирования мероприятий по резервированию:
- Собственные средства регулируемой организации (учтенные при установлении цен и тарифов);
- Бюджетные кредиты;
- Средства бюджетов субъектов РФ (в случае, если по итогам анализа и оценки систем теплоснабжения резервируемые системы признаны малонадежными или ненадежными).
Новые требования к договорам теплоснабжения
Закон установил, что договор теплоснабжения должен содержать существенное условие о порядке взаимодействия при проведении наладочных мероприятий:
Этот порядок должен содержать:
- Процедуру уведомления потребителей о проведении работ;
- Требования к срокам проведения мероприятий;
- Правила взаимодействия сторон;
- Порядок изменения условий договора;
- Процедуры согласования времени и условий работ;
- Ответственность сторон при невыполнении порядка.
Оценка готовности к отопительному периоду
- Оценка проводится в соответствии с порядком, установленным Минэнергетика;
- По результатам составляется акт, содержащий оценку обеспечения готовности;
- При обнаружении нарушений направляется акт с замечаниями;
- Нарушения должны быть устранены в установленные сроки;
- Неустранение нарушений влечет административную ответственность.
Административная ответственность
Закон предусмотрел усиление административной ответственности за нарушения в сфере теплоснабжения:
За неустранение нарушений готовности к отопительному периоду в установленные сроки:
- Предусмотрены штрафы для должностных лиц;
- Предусмотрены штрафы для юридических лиц;
- Предусмотрены санкции в виде дисквалификации и иные меры.
Деятельность Ростехнадзора
Закон расширил полномочия Ростехнадзора (федерального органа надзора) в области:
- Проведения федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения;
- Выездных и документарных проверок;
- Расследования причин аварийных ситуаций;
- Исполнения профилактических и контрольных мероприятий.
Сроки действия
Закон уточнил, что основной документ — Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (Постановление №808 от 8 августа 2012 года) действует до 1 сентября 2027 года.
Это означает, что в 2027 году потребуется принятие нового нормативного акта с учетом практики применения новых критериев надежности.
Дата вступления в силу
Федеральный закон №311-ФЗ вступил в силу 1 марта 2025 года. С этого момента:
- Начали применяться критерии надежности теплоснабжения;
- Теплоснабжающие организации должны были включить в договоры положения о порядке взаимодействия при наладочных работах;
- Началась оценка готовности к отопительному периоду по новому порядку;
- Введены новые требования к резервированию систем.
Значение для отрасли теплоэнергетики
Федеральный закон №311-ФЗ является важным шагом в совершенствовании законодательства о теплоснабжении:
- Впервые официально установлены критерии надежности теплоснабжения;
- Усилены требования к подготовке к отопительному периоду;
- Расширены полномочия федеральных органов и органов регулирования;
- Введена обязанность по резервированию систем для предотвращения аварий;
- Усилена административная ответственность за нарушения;
- Обеспечена защита интересов потребителей при аварийных ситуациях.
Закон остается актуальным документом, действующим в настоящее время, и будет действовать до вступления в силу нового нормативного акта в 2027 году.
