Ценовая зона теплоснабжения — это поселение, муниципальный округ или городской округ, в которых применяется новая модель рынка тепловой энергии, основанная на методе «альтернативной котельной», при которой цены на тепло ограничены предельным уровнем вместо государственного регулирования по затратам.
Определение и правовая база
Ценовые зоны теплоснабжения регулируются статьей 23.3 Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении», введённой Федеральным законом № 279-ФЗ от 29 июля 2017 года. Методика расчётов установлена Постановлением Правительства РФ № 1562 от 15 декабря 2017 года «Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)».
Критерии отнесения к ценовой зоне
Муниципальное образование может быть отнесено к ценовой зоне теплоснабжения при соблюдении следующих обязательных критериев:
1. Наличие утвержденной схемы теплоснабжения — должна быть разработана и принята схема развития систем теплоснабжения поселения, муниципального округа или городского округа.
2. Наличие единой теплоснабжающей организации (ЕТО) — источники тепловой энергии в зоне деятельности одной или нескольких ЕТО должны составлять не менее 50 процентов от суммарной установленной мощности всех источников тепловой энергии согласно схеме теплоснабжения.
3. Совместное обращение в Правительство РФ — исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и ЕТО направляют в Правительство России совместное заявление об отнесении муниципального образования к ценовой зоне, включающее взаимные обязательства.
4. Согласие субъекта Российской Федерации — необходимо согласие высшего исполнительного органа субъекта РФ (губернатора или главы администрации).
5. Добровольность — переход в ценовую зону осуществляется исключительно на добровольной основе.
Решение об отнесении или неотнесении поселения к ценовой зоне принимает Правительство Российской Федерации на основании предложения Министерства энергетики РФ.
Метод расчета: «Альтернативная котельная»
Основная идея метода состоит в том, что предельный уровень цены на тепловую энергию рассчитывается на основе гипотетической стоимости строительства новой автономной котельной для обслуживания рассматриваемых потребителей.
Процесс расчета:
Цена на тепло определяется путём расчёта:
- Затрат на строительство нового источника тепла (котельной или ТЭЦ)
- Затрат на подключение потребителей к этому источнику
- Затрат на последующее обслуживание и эксплуатацию источника
На основе этих расчётных затрат устанавливается предельный уровень цены — максимальный порог, выше которого ЕТО не может продавать тепловую энергию. Фактическая цена может быть ниже этого предельного уровня, определяясь соглашением между поставщиком и потребителем.
Цели создания ценовых зон
Основная цель введения системы ценовых зон — привлечение инвестиций в модернизацию теплоснабжающей инфраструктуры.
При традиционном государственном регулировании по принципу возмещения затрат инвесторы неохотно вкладывали средства в тепловые сети и котельные, так как благодаря инвестициям затраты снижались, а вместе с ними снижались и тарифы — происходило снижение выручки инвестора. Это создавало парадоксальную ситуацию: «чем больше инвестиций, тем меньше доходов».
Модель ценовых зон позволяет:
- Обеспечить предсказуемость и стабильность доходов ЕТО
- Стимулировать долгосрочные инвестиции в модернизацию и развитие систем теплоснабжения
- Улучшить надёжность и качество услуг теплоснабжения
- Сократить потери тепла благодаря обновлению изношенной инфраструктуры
- Снизить загрязнение окружающей среды через повышение эффективности и модернизацию источников тепла
Роль единой теплоснабжающей организации (ЕТО)
ЕТО в ценовой зоне становится центром ответственности в системе теплоснабжения и получает расширенные полномочия:
Права ЕТО:
- Преимущественное право на заключение договоров теплоснабжения с потребителями
- Право аренды государственных и муниципальных объектов теплоснабжения
- Возможность заключения контрактов на поставку тепловой энергии по договорным ценам
- Распределение тепловой нагрузки в системе теплоснабжения
- Полное распоряжение рынком в ценовой зоне с возможностью планирования инвестиций
Обязательства и ответственность ЕТО:
- Обеспечение надёжности и качества теплоснабжения согласно схеме и договорам
- Достижение целевых показателей развития систем теплоснабжения
- Ответственность перед потребителями за качество услуг
- Ответственность перед администрацией и обществом за выполнение инвестиционных обязательств
- При невыполнении обязательств обязана снизить тарифы (штрафные санкции)
Механизм ценообразования
Регулирование цен в ценовой зоне:
В ценовой зоне теплоснабжения регулируется только предельный (максимальный) уровень цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Остальные цены в цепи производства и распределения (между ЕТО и региональным регулятором) определяются договорно без ограничений.
Индексация предельного уровня цены:
Предельный уровень цены ежегодно индексируется в соответствии с установленными в постановлении Правительства РФ коэффициентами индексации с учётом:
- Температурных зон расположения населённого пункта
- Сейсмических районов
- Технико-экономических параметров котельных и тепловых сетей
Текущее развитие
По состоянию на сентябрь 2025 года, количество ценовых зон теплоснабжения в России остаётся относительно небольшим — около дюжины муниципальных образований. Примеры ценовых зон включают:
- Город Благовещенск, Амурская область
- Посёлок Прогресс, Амурская область
- Село Чигири, Амурская область
- Город Рубцовск, Алтайский край
- Город Барнаул, Алтайский край
Практический результат
На примере существующих ценовых зон теплоснабжения не отмечено скачкообразного роста цен, как опасались критики модели. В Рубцовске, например, цены выросли на 20-25% при переходе к системе ценовых зон и с тех пор лишь незначительно колебались. Одновременно произошла модернизация тепловых сетей, сокращение количества источников тепла с применением комбинированной выработки электроэнергии и тепла, что улучшило экологическую обстановку в городе.
