Доставка по России ТК
Безналичный расчет
Работаем с юр. лицами

Федеральный закон №210-ФЗ от 30 декабря 2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — ФЗ-210) — это основной федеральный закон, устанавливающий правовую базу и методики регулирования тарифов на коммунальные услуги в Российской Федерации. Закон был принят Государственной Думой 22 декабря 2004 годаодобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года и вступил в силу 1 января 2005 годаВажное уточнение: Закон №210-ФЗ утратил силу с 1 января 2018 года в соответствии с Федеральным законом №458-ФЗ от 29 декабря 2014 года. Однако его положения остаются исторически значимыми и частично продолжают применяться для регулирования тарифов, установленных до его отмены.

История и развитие закона

Разработка и принятие:

  • Разработан в целях создания единой системы тарифного регулирования коммунальных услуг;
  • Первый комплексный федеральный закон в этой сфере;
  • Вступил в силу 1 января 2005 года.

Действие до отмены:

  • Действовал более 13 лет (2005-2018 годы);
  • Был многократно изменен и дополнен;
  • Применялся при установлении тарифов на период до 1 января 2018 года.

Замена на ФЗ №458-ФЗ:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2014 года №458-ФЗ заменил ФЗ-210 новой системой регулирования;
  • ФЗ-210 утратил силу с 1 января 2018 года.

Область действия

ФЗ-210 регулировал тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих:

  • Теплоснабжение (отопление и горячее водоснабжение);
  • Холодное водоснабжение (питьевую воду);
  • Водоотведение и очистку сточных вод;
  • Утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Виды регулируемых тарифов:

  1. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
  2. Тарифы на подключение вновь создаваемых и реконструируемых объектов недвижимости к системам коммунальной инфраструктуры;
  3. Надбавки к ценам (тарифам) для потребителей;
  4. Надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.

Общие принципы регулирования тарифов

Статья 3 устанавливала семь основных принципов:

1) Баланс интересов:

Достижение баланса между интересами потребителей и организаций коммунального комплекса, обеспечивающего доступность услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций.

2) Обеспечение финансовых потребностей:

Установление тарифов, обеспечивающих финансовые потребности организаций, необходимые для реализации производственных и инвестиционных программ.

3) Стимулирование снижения затрат:

Стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий.

4) Привлечение инвестиций:

Создание условий для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры.

5) Полное возмещение затрат:

Полное возмещение затрат организаций, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.

6) Обязательное изменение тарифов:

Установление условий обязательного изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.

7) Доступность информации:

Обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.

Методы регулирования тарифов

ФЗ-210 устанавливал три основных метода регулирования:

1) Метод установления фиксированных тарифов:

На очередной период (например, на год или на 3-5 лет) устанавливались твердые, неизменные тарифы.

2) Метод установления предельных тарифов:

Устанавливался максимальный уровень тарифа, в пределах которого организация могла варьировать конкретные размеры.

3) Метод индексации тарифов:

Тарифы индексировались (повышались) на определенный коэффициент, учитывающий инфляцию и другие факторы.

Комбинированное применение:

Закон допускал различные сочетания этих методов в процессе регулирования.

Полномочия органов власти

Федеральный уровень (статья 4):

  • Утверждение основ ценообразования и правил регулирования тарифов;
  • Установление предельных индексов для субъектов РФ;
  • Определение методов расчета инвестированного капитала;
  • Установление порядка разработки и согласования инвестиционных программ.

Региональный уровень (статья 5):

Органы исполнительной власти субъектов РФ должны:

  • Определять методы регулирования тарифов;
  • Устанавливать критерии доступности услуг;
  • Согласовывать производственные программы и давать заключения на инвестиционные программы;
  • Устанавливать тарифы в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом;
  • Публиковать информацию о тарифах и программах;
  • Осуществлять мониторинг выполнения производственных программ;
  • Привлекать организации для экспертизы обоснованности программ.

Инвестиционные программы

Инвестиционная программа — один из основных документов в системе ФЗ-210:

  • Определяла планируемые объемы инвестиций на развитие коммунальной инфраструктуры;
  • Утверждалась представительными органами местного самоуправления;
  • Была основанием для установления тарифов;
  • Должна была согласовываться и получать заключение органов регулирования.

Производственная программа

Производственная программа содержала:

  • Объемы производства и реализации товаров и услуг;
  • Технико-хозяйственные показатели;
  • Планы по снижению затрат и улучшению качества услуг;
  • Мероприятия по защите окружающей среды;
  • Другие показатели эффективности.

Требования к качеству услуг

ФЗ-210 устанавливал требования:

  • Организации обязаны обеспечивать качество услуг в соответствии с установленными нормативами;
  • При нарушении качества полагалась ответственность (штрафы, перерасчеты);
  • Потребители имели право требовать соответствия качества договорным условиям.

Надбавки к тарифам

Надбавки к тарифам могли устанавливаться для:

  • Финансирования программ льготного предоставления услуг;
  • Целевого финансирования определенных видов работ;
  • Обслуживания долга по бюджетным ссудам и кредитам;
  • Финансирования инвестиционных программ.

Применение тарифов и их действие

Сроки действия:

  • Тарифы, утвержденные в соответствии с ФЗ-210, действовали только до 1 января 2018 года;
  • После этой даты на их место пришла новая система, установленная ФЗ №458-ФЗ.

Запрет на досрочный пересмотр:

  • Сокращение затрат организации не являлось основанием для досрочного пересмотра тарифов;
  • Тарифы действовали установленный период.

Структура закона

ФЗ-210 состоял из следующих основных глав:

Глава 1. Общие положения — определение предмета регулирования, основных принципов, полномочий органов власти;

Глава 2. Методы регулирования — описание методов установления тарифов;

Глава 3. Инвестиционная политика — регулирование инвестиционных программ;

Глава 4. Переходные положения и заключительные положения — порядок применения закона и переход к новой системе.

Наследие и значение

Исторический вклад ФЗ-210:

  • Первый комплексный закон об основах регулирования коммунальных тарифов в России;
  • Создал единую систему методов регулирования для всей страны;
  • Установил систему инвестиционных программ как основу тарифообразования;
  • Просуществовал более 13 лет, регулируя развитие коммунальной инфраструктуры.

Текущий статус:

  • Утратил силу с 1 января 2018 года;
  • Заменен на Федеральный закон №458-ФЗ от 29 декабря 2014 года;
  • Тарифы, установленные по ФЗ-210, применяются только на финансовые потребности, на которые они были установлены, с правом их изменения только по решению органов власти.

Значение для развития:

  • Законодательство о регулировании тарифов является основой для развития коммунальной инфраструктуры;
  • ФЗ-210 установил принципы, многие из которых сохранились в последующем законодательстве;
  • Опыт применения ФЗ-210 показал необходимость совершенствования системы регулирования.

Федеральный закон №210-ФЗ — это исторический нормативный документ, который сыграл значительную роль в развитии системы регулирования коммунальных тарифов в России и служит примером эволюции законодательства в этой сфере.

Оцените статью
( Пока нет оценок )
Поделиться с коллегами
КИП ⎋ КАТАЛОГ