Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — ФЗ-210) — это основной федеральный закон, устанавливающий правовую базу и методики регулирования тарифов на коммунальные услуги в Российской Федерации. Закон был принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года и вступил в силу 1 января 2005 года. Важное уточнение: Закон №210-ФЗ утратил силу с 1 января 2018 года в соответствии с Федеральным законом №458-ФЗ от 29 декабря 2014 года. Однако его положения остаются исторически значимыми и частично продолжают применяться для регулирования тарифов, установленных до его отмены.
История и развитие закона
- Разработан в целях создания единой системы тарифного регулирования коммунальных услуг;
 - Первый комплексный федеральный закон в этой сфере;
 - Вступил в силу 1 января 2005 года.
 
- Действовал более 13 лет (2005-2018 годы);
 - Был многократно изменен и дополнен;
 - Применялся при установлении тарифов на период до 1 января 2018 года.
 
- Федеральный закон от 29 декабря 2014 года №458-ФЗ заменил ФЗ-210 новой системой регулирования;
 - ФЗ-210 утратил силу с 1 января 2018 года.
 
Область действия
ФЗ-210 регулировал тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих:
- Теплоснабжение (отопление и горячее водоснабжение);
 - Холодное водоснабжение (питьевую воду);
 - Водоотведение и очистку сточных вод;
 - Утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
 
- Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
 - Тарифы на подключение вновь создаваемых и реконструируемых объектов недвижимости к системам коммунальной инфраструктуры;
 - Надбавки к ценам (тарифам) для потребителей;
 - Надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.
 
Общие принципы регулирования тарифов
Статья 3 устанавливала семь основных принципов:
Достижение баланса между интересами потребителей и организаций коммунального комплекса, обеспечивающего доступность услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций.
2) Обеспечение финансовых потребностей:
Установление тарифов, обеспечивающих финансовые потребности организаций, необходимые для реализации производственных и инвестиционных программ.
3) Стимулирование снижения затрат:
Стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий.
Создание условий для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
Полное возмещение затрат организаций, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.
6) Обязательное изменение тарифов:
Установление условий обязательного изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
Обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Методы регулирования тарифов
ФЗ-210 устанавливал три основных метода регулирования:
1) Метод установления фиксированных тарифов:
На очередной период (например, на год или на 3-5 лет) устанавливались твердые, неизменные тарифы.
2) Метод установления предельных тарифов:
Устанавливался максимальный уровень тарифа, в пределах которого организация могла варьировать конкретные размеры.
Тарифы индексировались (повышались) на определенный коэффициент, учитывающий инфляцию и другие факторы.
Закон допускал различные сочетания этих методов в процессе регулирования.
Полномочия органов власти
Федеральный уровень (статья 4):
- Утверждение основ ценообразования и правил регулирования тарифов;
 - Установление предельных индексов для субъектов РФ;
 - Определение методов расчета инвестированного капитала;
 - Установление порядка разработки и согласования инвестиционных программ.
 
Региональный уровень (статья 5):
Органы исполнительной власти субъектов РФ должны:
- Определять методы регулирования тарифов;
 - Устанавливать критерии доступности услуг;
 - Согласовывать производственные программы и давать заключения на инвестиционные программы;
 - Устанавливать тарифы в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом;
 - Публиковать информацию о тарифах и программах;
 - Осуществлять мониторинг выполнения производственных программ;
 - Привлекать организации для экспертизы обоснованности программ.
 
Инвестиционные программы
Инвестиционная программа — один из основных документов в системе ФЗ-210:
- Определяла планируемые объемы инвестиций на развитие коммунальной инфраструктуры;
 - Утверждалась представительными органами местного самоуправления;
 - Была основанием для установления тарифов;
 - Должна была согласовываться и получать заключение органов регулирования.
 
Производственная программа
Производственная программа содержала:
- Объемы производства и реализации товаров и услуг;
 - Технико-хозяйственные показатели;
 - Планы по снижению затрат и улучшению качества услуг;
 - Мероприятия по защите окружающей среды;
 - Другие показатели эффективности.
 
Требования к качеству услуг
ФЗ-210 устанавливал требования:
- Организации обязаны обеспечивать качество услуг в соответствии с установленными нормативами;
 - При нарушении качества полагалась ответственность (штрафы, перерасчеты);
 - Потребители имели право требовать соответствия качества договорным условиям.
 
Надбавки к тарифам
Надбавки к тарифам могли устанавливаться для:
- Финансирования программ льготного предоставления услуг;
 - Целевого финансирования определенных видов работ;
 - Обслуживания долга по бюджетным ссудам и кредитам;
 - Финансирования инвестиционных программ.
 
Применение тарифов и их действие
- Тарифы, утвержденные в соответствии с ФЗ-210, действовали только до 1 января 2018 года;
 - После этой даты на их место пришла новая система, установленная ФЗ №458-ФЗ.
 
Запрет на досрочный пересмотр:
- Сокращение затрат организации не являлось основанием для досрочного пересмотра тарифов;
 - Тарифы действовали установленный период.
 
Структура закона
ФЗ-210 состоял из следующих основных глав:
Глава 1. Общие положения — определение предмета регулирования, основных принципов, полномочий органов власти;
Глава 2. Методы регулирования — описание методов установления тарифов;
Глава 3. Инвестиционная политика — регулирование инвестиционных программ;
Глава 4. Переходные положения и заключительные положения — порядок применения закона и переход к новой системе.
Наследие и значение
- Первый комплексный закон об основах регулирования коммунальных тарифов в России;
 - Создал единую систему методов регулирования для всей страны;
 - Установил систему инвестиционных программ как основу тарифообразования;
 - Просуществовал более 13 лет, регулируя развитие коммунальной инфраструктуры.
 
- Утратил силу с 1 января 2018 года;
 - Заменен на Федеральный закон №458-ФЗ от 29 декабря 2014 года;
 - Тарифы, установленные по ФЗ-210, применяются только на финансовые потребности, на которые они были установлены, с правом их изменения только по решению органов власти.
 
- Законодательство о регулировании тарифов является основой для развития коммунальной инфраструктуры;
 - ФЗ-210 установил принципы, многие из которых сохранились в последующем законодательстве;
 - Опыт применения ФЗ-210 показал необходимость совершенствования системы регулирования.
 
Федеральный закон №210-ФЗ — это исторический нормативный документ, который сыграл значительную роль в развитии системы регулирования коммунальных тарифов в России и служит примером эволюции законодательства в этой сфере.
