Доставка по России ТК
Безналичный расчет
Работаем с юр. лицами

Федеральный закон №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Федеральный закон от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений** (далее — ФЗ-384) — это комплексный федеральный технический регламент, устанавливающий минимально необходимые требования к безопасности всех зданий и сооружений на всех этапах их жизненного цикла в Российской Федерации. Закон был принят Государственной Думой 23 декабря 2009 годаодобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года и вступил в силу 30 июня 2010 года.

Цели принятия закона

ФЗ-384 принят в целях:

  1. Защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
  2. Охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
  3. Предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  4. Обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Область применения

ФЗ-384 распространяется на:

  • Все здания и сооружения независимо от их вида, назначения, уровня ответственности и расположения;
  • Сети и системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав зданий и сооружений;
  • Все этапы жизненного цикла объектов: проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, монтаж, наладку, эксплуатацию и утилизацию (снос).

Исключений очень мало — документ применяется универсально ко всем строительным объектам.

Восемь основных требований безопасности

ФЗ-384 устанавливает восемь категорий требований безопасности:

1) Механическая безопасность:

  • Состояние строительных конструкций и оснований, при котором отсутствует недопустимый риск разрушения или потери устойчивости;
  • Несущая способность конструкций;
  • Надежность оснований и фундаментов.

2) Пожарная безопасность:

  • Обнаружение и тушение пожаров;
  • Эвакуация людей из зданий;
  • Ограничение распространения огня и дыма;
  • Снижение воздействия высоких температур на людей, имущество и окружающую среду.

3) Безопасность при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях:

  • Защита от землетрясений;
  • Защита от наводнений и паводков;
  • Защита от оползней, эрозии, обвалов;
  • Защита от техногенных аварий и загрязнения;
  • Защита от воздействия взрывов;
  • Инженерная защита объектов.

4) Безопасные для здоровья человека условия проживания и пребывания (статья 10):

  • Качество воздуха в помещениях;
  • Качество питьевой воды;
  • Инсоляция и солнцезащита помещений;
  • Естественное и искусственное освещение;
  • Защита от шума;
  • Микроклимат помещений;
  • Регулирование влажности конструкций;
  • Уровень вибрации;
  • Уровень электромагнитного поля;
  • Уровень ионизирующего излучения.

5) Безопасность для пользователей зданиями и сооружениями:

  • Предотвращение несчастных случаев при использовании здания;
  • Безопасность инженерных систем;
  • Безопасность механического оборудования.

6) Доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения:

  • Возможность беспрепятственного входа в здание;
  • Навигация внутри здания;
  • Безопасное использование лифтов и других инженерных систем;
  • Доступность различных категорий помещений.

7) Энергетическая эффективность зданий и сооружений:

  • Снижение потребления энергии на отопление и охлаждение;
  • Повышение эффективности использования тепловой и электрической энергии;
  • Использование возобновляемых источников энергии;
  • Изоляция и герметизация конструкций.

8) Безопасный уровень воздействия зданий и сооружений на окружающую среду:

  • Выбросы в атмосферу;
  • Загрязнение почвы и грунтовых вод;
  • Шум и вибрация, исходящие из здания;
  • Управление отходами.

Идентификация зданий и сооружений

ФЗ-384 устанавливает систему классификации объектов по следующим признакам:

1) По назначению — жилые, общественные, производственные, сельскохозяйственные;

2) По уровню ответственности:

  • Повышенный уровень — особо опасные, технически сложные или уникальные объекты;
  • Нормальный уровень — все остальные здания;
  • Пониженный уровень — здания временного назначения и вспомогательного использования.

3) По возможности опасных природных процессов и техногенных воздействий;

4) По пожарной и взрывопожарной опасности;

5) По наличию помещений с постоянным пребыванием людей;

6) По принадлежности к опасным производственным объектам;

7) По принадлежности к объектам транспортной инфраструктуры.

Оценка соответствия

ФЗ-384 предусматривает различные формы оценки соответствия требованиям:

Обязательные формы:

  • Строительный контроль — осуществляется застройщиком (заказчиком);
  • Государственный строительный надзор — осуществляется органами власти;
  • Заявление о соответствии — документ, подтверждающий соответствие требованиям;
  • Ввод объекта в эксплуатацию — процедура официального признания завершения строительства;
  • Испытания и измерения — проведение контрольных испытаний.

Добровольные формы:

  • Негосударственная (независимая) экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации;
  • Авторский надзор — контроль автора проекта за соблюдением требований при строительстве;
  • Обследование зданий и сооружений — техническое обследование при реконструкции или при возникновении проблем;
  • Сертификация — получение сертификата соответствия.

Применение при проектировании

На этапе проектирования обязательно:

  • Определение уровня ответственности объекта;
  • Классификация объекта по различным признакам;
  • Выбор методов проектирования в соответствии с требованиями;
  • Обоснование принятых решений;
  • Применение методов расчета в соответствии с национальными стандартами;
  • Подготовка проектной документации, содержащей все необходимые обоснования.

Применение при строительстве и эксплуатации

На этапах строительства и эксплуатации:

  • Соблюдение требований проектной документации;
  • Проведение строительного контроля и государственного строительного надзора;
  • Проведение испытаний и измерений конструкций и систем;
  • Техническое обслуживание и ремонт объектов;
  • Периодическое обследование при необходимости.

Нормативно-методическое обеспечение

ФЗ-384 ссылается на следующие нормативные документы:

  • Национальные стандарты (ГОСТ) — устанавливающие методики расчетов и испытаний;
  • Своды правил (СП) — содержащие практические рекомендации;
  • Санитарно-эпидемиологические нормы (СанПиН) — определяющие требования к качеству условий пребывания;
  • Правила пожарной безопасности — регулирующие противопожарные требования;
  • Другие технические регламенты — содержащие дополнительные требования.

Последние изменения в законодательстве

ФЗ-384 был изменен Федеральным законом от 25 декабря 2023 года №653-ФЗ:

  • Внесены уточнения в определения и понятия;
  • Расширены требования к выполнению работ на всех этапах жизненного цикла;
  • Усилены требования к качеству проектирования и строительства;
  • Добавлены новые типы защиты (например, защита от угроз террористического характера);
  • Вступили в силу 1 сентября 2024 года.

Значение для строительной отрасли

ФЗ-384 имеет критическое значение для:

  • Обеспечения безопасности зданий на всех этапах их жизненного цикла;
  • Защиты жизни и здоровья людей при строительстве и эксплуатации объектов;
  • Обеспечения энергоэффективности строительства;
  • Охраны окружающей среды от воздействия строительства;
  • Создания единообразных требований по всей территории России;
  • Снижения рисков при градостроительной деятельности.

Федеральный закон №384-ФЗ остается основным нормативным документом, регулирующим требования безопасности ко всем зданиям и сооружениям в России, и постоянно совершенствуется для учета новых вызовов и требований к безопасности.

Оцените статью
( Пока нет оценок )
Поделиться с коллегами
КИП ⎋ КАТАЛОГ