Российское законодательство о водоснабжении и водоотведении — это комплексная система федеральных законов, постановлений Правительства и нормативных документов, регулирующих предоставление услуг водоснабжения и водоотведения потребителям в России. Основой этой системы является Федеральный закон от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ (далее — ФЗ-416), который вступил в силу 1 января 2013 года.
- Основной закон: Федеральный закон №416-ФЗ
- Цели и принципы
- Правовая база: система нормативных актов
- Основные положения ФЗ-416
- Система схем водоснабжения и водоотведения
- Системы водоснабжения
- Требования к качеству и безопасности воды
- Нормативы водопотребления и водоотведения
- Тарифное регулирование
- Последние изменения в законодательстве
- Значение для жилищно-коммунального хозяйства
Основной закон: Федеральный закон №416-ФЗ
Официальное название: «О водоснабжении и водоотведении».
Закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения внутри искусственных централизованных систем водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации.
- В сфере действия закона — водоснабжение и водоотведение внутри централизованных систем в зданиях и сооружениях;
- Вне сферы действия закона — забор воды из естественных водных объектов и сброс сточных вод в водные объекты (регулируются Водным кодексом РФ).
Цели и принципы
Закон №416-ФЗ устанавливает следующие цели государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения:
- Обеспечение доступа населения к коммунальным услугам водоснабжения и водоотведения;
- Обеспечение качества этих услуг в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями;
- Рациональное использование водных ресурсов;
- Охрана окружающей среды от загрязнения сточными водами;
- Развитие и модернизация инфраструктуры водоснабжения и водоотведения.
Правовая база: система нормативных актов
1. Федеральный закон №416-ФЗ — основной закон о водоснабжении и водоотведении.
2. Федеральный закон №210-ФЗ от 30 декабря 2004 года — «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»:
- Регулирует тарифообразование в сфере водоснабжения и водоотведения;
- Устанавливает принципы и методики расчета тарифов;
- Определяет полномочия органов регулирования;
- Устанавливает требования к предоставлению услуг и качеству воды.
3. Федеральный закон №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года — «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
- Регулирует требования безопасности к внутридомовым системам водоснабжения и водоотведения;
- Требует соблюдения требований СП 30.13330.2020.
4. Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2020 года №728 — «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»:
- Устанавливает правила пользования централизованными системами;
- Определяет нормативы водопотребления и водоотведения;
- Регулирует правила присоединения абонентов к системам.
5. Нормативные документы:
- СП 30.13330.2020 — Свод правил для внутреннего водопровода и канализации зданий;
- СП 31.13330 — нормативные требования к наружным водопроводным сетям;
- СП 32.13330 — нормативные требования к системам водоотведения.
Основные положения ФЗ-416
1. Структура органов управления:
Федеральный уровень:
- Правительство РФ — устанавливает основные направления политики;
- Минстрой России (или уполномоченное ведомство) — государственное регулирование.
Региональный уровень:
- Органы исполнительной власти субъектов РФ — осуществляют регулирование тарифов и контроль;
- Органы регулирования (ФСТ/ФРЭД) — определяют предельные цены.
- Органы местного самоуправления поселений и городских округов — утверждают схемы водоснабжения и водоотведения;
- Обязаны согласовывать эти схемы с документами территориального планирования;
- Должны утверждать программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры.
2. Права и обязанности потребителей:
Обязанности потребителей:
- Оплачивать принятую воду в соответствии с договором водоснабжения;
- Соблюдать режим потребления воды, установленный договором;
- Обеспечивать безопасность находящихся в его ведении водопроводных сетей;
- Обеспечивать исправность приборов учета и управления;
- Обеспечивать доступ сотрудникам водопровода и канализации к приборам учета;
- Соблюдать требования к составу сточных вод, отводимых в систему;
- Осуществлять водоохранные мероприятия, установленные договором.
Права потребителей:
- Получать воду надлежащего качества в установленных объемах;
- Разрешение на присоединение к централизованным сетям;
- Получать информацию о качестве и сбоях в подаче.
3. Основания для ограничения или прекращения водоснабжения и водоотведения:
Согласно ФЗ-416, могут быть ограничены услуги при:
- Существенном ухудшении качества питьевой воды;
- Отведении в систему сточных вод, содержащих запрещенные вещества;
- Воспрепятствовании доступу представителей водоканала к контрольным колодцам;
- Превышении в 3 раза и более нормативов сбросов загрязняющих веществ два раза в году;
- Наличии задолженности за два расчетных периода.
Важно: Ограничение возможно только после предварительного уведомления абонента не менее чем за 24 часа (за исключением аварийных ситуаций).
Система схем водоснабжения и водоотведения
После вступления ФЗ-416 в силу:
- Органы местного самоуправления обязаны утверждать и периодически актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов;
- Эти схемы должны соответствовать документам территориального планирования;
- Схемы должны учитывать программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, утвержденные по ФЗ-210;
- Схемы определяют направление развития водохозяйственной инфраструктуры территории.
Системы водоснабжения
Закон различает следующие типы систем:
Централизованные системы холодного водоснабжения — системы с центральным источником воды и передачей ее по трубопроводам потребителям.
Централизованные системы горячего водоснабжения — системы с центральным производством горячей воды.
Нецентрализованные (местные) системы — индивидуальные системы водоснабжения (скважины, колодцы).
Открытые системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) — системы, где горячая вода используется и для отопления, и для горячего водоснабжения.
Требования к качеству и безопасности воды
- Требования к качеству воды устанавливаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством;
- Применяются требования ГОСТов и СанПиНов на питьевую воду;
- Применяются требования технического регламента о безопасности.
Показатели качества:
- Физико-химические показатели (жесткость, pH, минерализация);
- Микробиологические показатели (отсутствие патогенных микроорганизмов);
- Радиологические показатели;
- Показатели содержания вредных веществ.
Нормативы водопотребления и водоотведения
- На основе Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации;
- С учетом региональных особенностей и климата;
- В соответствии с категориями потребителей (население, производство, коммунальные нужды).
- Нормативы могут быть дифференцированы для жилых и нежилых помещений;
- Различаются для холодного и горячего водоснабжения;
- Могут учитывать сезонность потребления.
Тарифное регулирование
На основе ФЗ-210 устанавливаются:
- Предельные уровни цен (тарифов) на коммунальные услуги, включая водоснабжение и водоотведение;
- Методики расчета тарифов, основанные на себестоимости услуг и справедливой прибыли;
- Требования к раскрытию информации организациями водоснабжения и водоотведения.
- Субсидирование малоимущих потребителей на коммунальные услуги;
- Инвестирование в развитие и модернизацию инфраструктуры из бюджетов;
- Применение долгосрочных контрактов с водопроводными компаниями.
Последние изменения в законодательстве
ФЗ-416 неоднократно изменялся и дополнялся (последняя редакция от 8 августа 2024 года с вступлением в силу 1 января 2025 года):
- Расширены требования к информированию потребителей;
- Уточнены процедуры присоединения абонентов;
- Усилены требования к качеству услуг;
- Внесены изменения в систему выборки для расчета нормативов и тарифов.
Значение для жилищно-коммунального хозяйства
Законодательство о водоснабжении и водоотведении имеет критическое значение для:
- Обеспечения доступа населения к чистой воде и услугам канализации;
- Защиты здоровья населения через требования к качеству воды;
- Охраны окружающей среды от загрязнения;
- Развития коммунальной инфраструктуры в поселениях;
- Регулирования взаимоотношений между потребителями и водопроводными организациями;
- Установления справедливых тарифов на коммунальные услуги.
Законодательство о водоснабжении и водоотведении остается динамичной системой, постоянно совершенствуясь в соответствии с требованиями экологической защиты, обеспечения качества услуг и развития коммунальной инфраструктуры в России.
