Доставка по России ТК
Безналичный расчет
Работаем с юр. лицами

Российское законодательство о водоснабжении и водоотведении

Российское законодательство о водоснабжении и водоотведении — это комплексная система федеральных законов, постановлений Правительства и нормативных документов, регулирующих предоставление услуг водоснабжения и водоотведения потребителям в России. Основой этой системы является Федеральный закон от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ (далее — ФЗ-416), который вступил в силу 1 января 2013 года.

Основной закон: Федеральный закон №416-ФЗ

Официальное название: «О водоснабжении и водоотведении».

Предмет регулирования:

Закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения внутри искусственных централизованных систем водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации.

Важное уточнение:

  • В сфере действия закона — водоснабжение и водоотведение внутри централизованных систем в зданиях и сооружениях;
  • Вне сферы действия закона — забор воды из естественных водных объектов и сброс сточных вод в водные объекты (регулируются Водным кодексом РФ).

Цели и принципы

Закон №416-ФЗ устанавливает следующие цели государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения:

  • Обеспечение доступа населения к коммунальным услугам водоснабжения и водоотведения;
  • Обеспечение качества этих услуг в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями;
  • Рациональное использование водных ресурсов;
  • Охрана окружающей среды от загрязнения сточными водами;
  • Развитие и модернизация инфраструктуры водоснабжения и водоотведения.

Правовая база: система нормативных актов

1. Федеральный закон №416-ФЗ — основной закон о водоснабжении и водоотведении.

2. Федеральный закон №210-ФЗ от 30 декабря 2004 года — «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»:

  • Регулирует тарифообразование в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • Устанавливает принципы и методики расчета тарифов;
  • Определяет полномочия органов регулирования;
  • Устанавливает требования к предоставлению услуг и качеству воды.

3. Федеральный закон №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года — «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:

  • Регулирует требования безопасности к внутридомовым системам водоснабжения и водоотведения;
  • Требует соблюдения требований СП 30.13330.2020.

4. Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2020 года №728 — «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»:

  • Устанавливает правила пользования централизованными системами;
  • Определяет нормативы водопотребления и водоотведения;
  • Регулирует правила присоединения абонентов к системам.

5. Нормативные документы:

  • СП 30.13330.2020 — Свод правил для внутреннего водопровода и канализации зданий;
  • СП 31.13330 — нормативные требования к наружным водопроводным сетям;
  • СП 32.13330 — нормативные требования к системам водоотведения.

Основные положения ФЗ-416

1. Структура органов управления:

Федеральный уровень:

  • Правительство РФ — устанавливает основные направления политики;
  • Минстрой России (или уполномоченное ведомство) — государственное регулирование.

Региональный уровень:

  • Органы исполнительной власти субъектов РФ — осуществляют регулирование тарифов и контроль;
  • Органы регулирования (ФСТ/ФРЭД) — определяют предельные цены.

Муниципальный уровень:

  • Органы местного самоуправления поселений и городских округов — утверждают схемы водоснабжения и водоотведения;
  • Обязаны согласовывать эти схемы с документами территориального планирования;
  • Должны утверждать программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры.

2. Права и обязанности потребителей:

Обязанности потребителей:

  • Оплачивать принятую воду в соответствии с договором водоснабжения;
  • Соблюдать режим потребления воды, установленный договором;
  • Обеспечивать безопасность находящихся в его ведении водопроводных сетей;
  • Обеспечивать исправность приборов учета и управления;
  • Обеспечивать доступ сотрудникам водопровода и канализации к приборам учета;
  • Соблюдать требования к составу сточных вод, отводимых в систему;
  • Осуществлять водоохранные мероприятия, установленные договором.

Права потребителей:

  • Получать воду надлежащего качества в установленных объемах;
  • Разрешение на присоединение к централизованным сетям;
  • Получать информацию о качестве и сбоях в подаче.

3. Основания для ограничения или прекращения водоснабжения и водоотведения:

Согласно ФЗ-416, могут быть ограничены услуги при:

  • Существенном ухудшении качества питьевой воды;
  • Отведении в систему сточных вод, содержащих запрещенные вещества;
  • Воспрепятствовании доступу представителей водоканала к контрольным колодцам;
  • Превышении в 3 раза и более нормативов сбросов загрязняющих веществ два раза в году;
  • Наличии задолженности за два расчетных периода.

Важно: Ограничение возможно только после предварительного уведомления абонента не менее чем за 24 часа (за исключением аварийных ситуаций).

Система схем водоснабжения и водоотведения

После вступления ФЗ-416 в силу:

  • Органы местного самоуправления обязаны утверждать и периодически актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов;
  • Эти схемы должны соответствовать документам территориального планирования;
  • Схемы должны учитывать программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, утвержденные по ФЗ-210;
  • Схемы определяют направление развития водохозяйственной инфраструктуры территории.

Системы водоснабжения

Закон различает следующие типы систем:

Централизованные системы холодного водоснабжения — системы с центральным источником воды и передачей ее по трубопроводам потребителям.

Централизованные системы горячего водоснабжения — системы с центральным производством горячей воды.

Нецентрализованные (местные) системы — индивидуальные системы водоснабжения (скважины, колодцы).

Открытые системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) — системы, где горячая вода используется и для отопления, и для горячего водоснабжения.

Требования к качеству и безопасности воды

Нормативная база:

  • Требования к качеству воды устанавливаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством;
  • Применяются требования ГОСТов и СанПиНов на питьевую воду;
  • Применяются требования технического регламента о безопасности.

Показатели качества:

  • Физико-химические показатели (жесткость, pH, минерализация);
  • Микробиологические показатели (отсутствие патогенных микроорганизмов);
  • Радиологические показатели;
  • Показатели содержания вредных веществ.

Нормативы водопотребления и водоотведения

Нормативы устанавливаются:

  • На основе Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации;
  • С учетом региональных особенностей и климата;
  • В соответствии с категориями потребителей (население, производство, коммунальные нужды).

Дифференциация:

  • Нормативы могут быть дифференцированы для жилых и нежилых помещений;
  • Различаются для холодного и горячего водоснабжения;
  • Могут учитывать сезонность потребления.

Тарифное регулирование

На основе ФЗ-210 устанавливаются:

  • Предельные уровни цен (тарифов) на коммунальные услуги, включая водоснабжение и водоотведение;
  • Методики расчета тарифов, основанные на себестоимости услуг и справедливой прибыли;
  • Требования к раскрытию информации организациями водоснабжения и водоотведения.

Финансирование:

  • Субсидирование малоимущих потребителей на коммунальные услуги;
  • Инвестирование в развитие и модернизацию инфраструктуры из бюджетов;
  • Применение долгосрочных контрактов с водопроводными компаниями.

Последние изменения в законодательстве

ФЗ-416 неоднократно изменялся и дополнялся (последняя редакция от 8 августа 2024 года с вступлением в силу 1 января 2025 года):

  • Расширены требования к информированию потребителей;
  • Уточнены процедуры присоединения абонентов;
  • Усилены требования к качеству услуг;
  • Внесены изменения в систему выборки для расчета нормативов и тарифов.

Значение для жилищно-коммунального хозяйства

Законодательство о водоснабжении и водоотведении имеет критическое значение для:

  • Обеспечения доступа населения к чистой воде и услугам канализации;
  • Защиты здоровья населения через требования к качеству воды;
  • Охраны окружающей среды от загрязнения;
  • Развития коммунальной инфраструктуры в поселениях;
  • Регулирования взаимоотношений между потребителями и водопроводными организациями;
  • Установления справедливых тарифов на коммунальные услуги.

Законодательство о водоснабжении и водоотведении остается динамичной системой, постоянно совершенствуясь в соответствии с требованиями экологической защиты, обеспечения качества услуг и развития коммунальной инфраструктуры в России.

Оцените статью
( Пока нет оценок )
Поделиться с коллегами
КИП ⎋ КАТАЛОГ